Радости «нетехнической» фотографии

Первый успех пришел к Аннабель в 80-е годы, когда она убедила ВВС позволить ей работать над созданием новых образов для телевидения. «Моя сестра была визажистом, и мы принялись за работу над нашими друзьями, превращая их в модели. Ответная реакция была столь сильной, что я сблизилась с ВВС и стала работать в программе The Clothes Show, которая в то время была очень популярна». Мастерство Аннабель как портретиста быстро развивалось и она начала фотографировать свадьбы. «В начале 80-х я была на свадьбе своей приятельницы. Фотографировал её дядя, он был ужасен, и я решила сделать несколько фотографий, чтобы спасти положение. Снимки так понравились, что в следующем году я получила заказ на 70 свадеб. Мне хотелось, чтобы всё было искренне и спонтанно, что, в общем-то, является банальным сегодня. В то время я была единственным фотографом, специализирующимся на этой теме. Вскоре мои снимки начали публиковаться в журналах, а я стала проводить семинары и занятия».
Аннабель была в некотором роде провидцем, когда занялась свадебной фотографией, развивая свой стиль, столь популярный и сегодня. «Я просто придумала новую концепцию. Это было в дни, когда этим занимались уличные. Я просто ненавидела подобные снимки. Свадебные фотографы просто выстраивали всех в ряд и делали скучные парадные снимки». Разумеется, женофобская старая гвардия не слишком хорошо реагировала на подход Аннабель. «Меня высмеивали многие профессионалы, - вспоминает она. - Они критиковали меня за съёмку на 35 мм плёнку, утверждая, что я плохой фотограф, раз не использую штатив или большую камеру. Мне было сложно следовать своим путём, но для меня было непостижимо, как можно фотографировать непосредственного ребёнка, стоя на одном месте с большой камерой на штативе. Кроме того, я ненавидела этот сорт снимков, сделанных мужчинами-профессионалами, изображающими женщин как можно более сексуальными. Это были работы для мужчин, но не для женщин».
Цифровые камеры существенно помогли свадебным фотографам и портретистам, в частности, Аннабель. «Когда я начинала, мне работать было трудно, в особенности со светом, -рассказывает она. - Теперь цифровые камеры схватывают все детали даже в тенях и ярко освещённых местах. Ещё несколько лет назад для этого было необходимо искусственное освещение, экспонометры и т.д. А это сильно замедляет процесс». Оборотная сторона в том, что теперь каждый уверен, что он может сделать выдающуюся фотографию события. «У друзей невесты есть все шансы получить хорошие фотографии этого знаменательного дня, - говорит Аннабель. Многие люди покупают зеркальные камеры, потому что видят, насколько творческими можно быть даже с телефонами, и хотят пойти дальше. Кроме того, большинство людей имеет ограниченный бюджет на свадьбу, и даже если бы они хотели ангажировать лучшего в мире свадебного фотографа, им приходится ограничиваться друзьями или недорогим фотографом. Многим фотографам это не нравится, но нужно смотреть реально на ситуацию».
СОВЕТЫ ДЛЯ БРАЧНОЙ ГАРМОНИИ
Таким образом, если кого-то попросят снимать свадьбу, а он раньше этим не занимался, то о чём нужно подумать в первую очередь? «Сначала проверьте оборудование, удостоверьтесь, что оно исправно и возьмите запасную камеру. Затем спланируйте с женихом и невестой расписание на весь день. Секрет хорошего снимка в том, чтобы следовать за ними по пятам, но оказаться в нужное время, когда они немного расслабились. А ведь многие невесты считают, что в этот день они будут полностью свободны, хоть это и не так. Поэтому нужно запланировать время для передышки. Если новобрачные говорят, что они хотят просто моментальные снимки, им вряд ли понравится результат. Вы должны сделать и композиционные фотографии».
Ещё один полезный совет от Аннабель: она советует провести репетицию накануне. «Вы найдёте взаимопонимание. Невеста, поймав ваш взгляд, поймёт, что ей нужно принять нужное положение, чтобы снимок получился достаточно эффектным. Главное - это план, план, план... Если вы хорошо подготовитесь, то будет меньше неожиданностей. Свадьбы редко проходят по плану, но вы должны быть готовы к неожиданностям». Аннабель гордится тем, что она «нетехнический» фотограф, но это ещё не означает, что её манера очень проста. Взять, например, освещение: «Никогда не использую студийное оборудование или вспышку, если это не съёмка в церкви или вечерний приём, - рассказывает она. - Предпочитаю естественный свет и простоту. Я уже знаю столько уловок, что могу снимать при любом освещении и при любой погоде. У меня очень богатый опыт. Просто сосредотачиваюсь на объекте, в первую очередь лице, корректирую настройки, а затем выставляю остальные параметры: «баланс белого», цвет и текстуру, которая будет служить фоном».
СВЕТ - ЭТО ВСЁ
Свадебная фотография и портрет зачастую считаются чисто техническим предметом, но Аннабель непреклонно уверена в том, что это не так. «Если вы используете простые настройки своей камеры, то вам не приходится каждый раз задумываться о них! - говорит она. - Это отличается от съёмки пейзажей и коммерческой фотографии, но если вы фотографируете людей, то должны использовать свою камеру просто, тогда вы сможете сконцентрироваться на своих объектах». Аннабель много преподаёт. Какие ошибки наиболее часто допускают её студенты? «Большинство считает, что они досконально знают свою камеру, и когда я показываю, как можно использовать несколько простых параметров настройки, они просто не обращают на это внимание! Кроме того, многие поначалу не понимают, как выбрать правильное освещение. Они начинают с объекта и не учитывают фон. Создают свой «набор» настроек и в дальнейшем используют его. Но ведь фон бывает разным и результат получается не всегда удачным. Ребёнок может действительно хорошо выглядеть на определённом фоне, но если есть пятна света на его лице, или лучи света, «растущие» из его головы, то снимок вряд ли получится хорошим. Вы должны это понимать и чувствовать. Но главное - это подготовка».
Аннабель - это личность, и личность незаурядная и непринуждённая. Как могут менее экстравертированные фотографы-портретисты развить в себе подобную уверенность? «Только самостоятельно, - утверждает Аннабель. - И хорошо выполняя свою работу. Вы должны быть уверены, что сделаете хорошую фотографию, поэтому сможете направлять людей, понимая ситуацию. Это главная проблема у моих учеников. Вы не должны сдерживать себя. Как только вы поймёте, что способны на многое, всё изменится. Просто начните работать, и результат не заставит себя ждать».