Против предметов моды и аксессуаров

СЪЕМКА
Двойственная природа работ Кимико отражается и в процессе их создания. С одной стороны, техническая простота съемки облегчает творчество. С другой, превратившись в своего рода ритуал, этот простой процесс требует неукоснительного соблюдения определенных норм. И уже одна эта необходимость превращает простую организационную часть работы, которой теоретически может заняться любой ассистент, в полноценную часть творческого процесса. Кимико поясняет: «С 2001 года у меня сложилась устойчивая минималистская этика съемки. Все ее формальные ограничения отвечают концептуальному протоколу: одни и те же настройки, одна и та же модель, одинаковая световая схема, то же кадрирование. Я считаю, что чем больше фотографии внешне похожи, тем больше в них различий.
Я все подбираю сама: макияж, свет, одежду. Как говорится: нет судна, нет команды. И я всегда работаю только с аналоговой техникой получения изображения: среднеформатная камера Hasselblad и диапозитивная съемка. Никакого компьютерного вмешательства; никакой обработки и ретуши. Да в них и нет нужды, так как при помощи имеющихся инструментов я достигаю того же эффекта. В моей недавно начатой серии «Картины» появился новый художественный инструмент: диверсия против предметов моды и аксессуаров. В этих работах каждый изображенный на фотографии объект выступает в несвойственной ему роли, несет не соответствующую ему функцию».
ВДОХНОВЕНИЕ
Работы Кимико всегда одновременно посвящены какой-то теме и не посвящены ничему. Последний цикл тесно связан с историей искусства и представляет собой символическую переработку шедевров Рафаэля, Дюрера, Караваджо, Густава Климта, Вильяма Блейка. При этом Иошида совершенно безболезненно работает в рамках проекта с производителями модных костюмов и аксессуаров: трансформирует платья, юбки и сумки в прически семнадцатого века, старинные орнаменты или исторические костюмы. Комментируя свои работы, она утверждает: «Мои автопортреты -не что иное, как последовательная череда прозрений. Это ряд идей, ровный, как книжный ряд на полке. В моих изображениях нет ничего, что бы позволило автору додумать их за меня, придумать им новые смыслы. В них нет даже течения времени. И нет ничего, что давало бы возможность времени сдвинуться с мертвой точки: ни дыхания, ни пространства - ничего. Это своеобразная игра между фигуративным и абстрактным. В моем понимании жанр автопортрета и его монохромное исполнение взаимно стерилизуют друг друга. Они одновременно и преобразуют друг друга, делая портрет чем-то большим, чем обычное изображение человека. А простую череду градаций цвета наделяя несвойственным значением».
ВЛИЯНИЕ
Говоря о почве, из которой тянутся ветви ее творчества, Кимико, не колеблясь, называет людей, чьи работы отмечены тем же ощущением синтеза подходов, культур и методов, что и ее. Среди них Ричард Серра - один из крупнейших американских скульпторов, который также занимался кино, а с начала семидесятых годов начал работать в печатной графике, ставшей его второй стихией; Барнетт Ньюман - американский абстрактный экспрессионист; Герхард Рихтер, занявший первое место в списке самых дорогих и успешных мастеров современной немецкой живописи 2005 года; Дэн Грэхем - скульптор, фотограф и писатель; Ив Кляйн - блестящий шоумен, все творчество которого говорит о том, что личность художника важнее его произведений.
Эти фигуры - будто кусочки мозаики, из которой Кимико собрала себя и свой образ: увлеченная феминистка, успешно продающая свои высказывания по всему миру, строящая хрупкое концептуальное творчество, которое можно повесить на стену в любой спальне. Йошида создала сложную структурную основу для своих серий, которые при этом снимает в преувеличенно упрощенной манере и при помощи таких же простых технических процессов. Сама Кимико Йошида во всех интервью и программных текстах говорит о безликости, прячется за одноцветными портретами. Но если посмотреть на эти портреты на стене галереи, видишь радугу. И саму Кимико, которая смотрит на тебя сквозь эту радугу сразу десятками лиц - нет, безликой ее точно не назовешь.