PostHeaderIcon Гармония в мобильной фотографии


    Гармония в мобильной фотографииДавайте для чистоты эксперимента представим конкретную ситуацию. Скажем, научился студент в фотографическом институте правилам формальной композиции; и он, конечно, думает, что уже умеет снимать волшебные фотографии. Кажется, для этого просто нужно подобно роботу размещать определенные элементы снимка в определенных местах кадра. Так вот, это неправда. Самое интересное, что знание о недостаточности простого понимания композиционных законов приходит как раз тогда, когда ты их до конца понимаешь. В какой-то момент становится очевидно, что фотографии, которые тебя по-настоящему цепляют, делают это не при помощи композиционных приемов, а каким-то другим, неверба лизуемым способом. Это как в музыке: человека научили нотам, и он понимает, как извлекать звуки из инструмента. Вроде бы он все делает правильно: зажимает лады, дергает струны, разыгрывает гаммы. Но музыки во всем этом еще нет. Чтобы научиться играть музыку, нужно соблюсти в себе, своей игре и окружающей обстановке много разных условий. Это соблюдение условий мы здесь и договоримся именовать гармонией.


    Что это вообще такое - гармония?
    Во-первых, как ее измерить и определить? А во-вторых, даже уже определенную, как применить к такому «низкому» жанру, как мобильная фотография? С этими вопросами и возникает самая большая сложность, Действительно, как объяснить гармонию? А никак. Просто, глядя на снимок, ты видишь, что на нем все сложилось. Что все на своем месте и нельзя ничего сдвинуть и на миллиметр. Причем важно еще раз подчеркнуть, что мы в этот момент говорим не только о композиции: не о правиле третей или использовании ритма, работе с пятнами и прочих формальных величинах, которые можно найти в оглавлении всем известной книжки Александра Лапина, Очень легко упереться в своей работе в понятные, рациональные пункты. Поставил объект в одну треть - хорошо. Не разделил кадр пополам - отлично. Проблема в том, что в какой-то момент разделение кадра пополам может как раз и сыграть решающую роль в создании гармоничного со смысловой точки зрения кадра.

    Да, говоря о гармонии, мы имеем в виду в том числе и смысловую законченность. Окончательность и незыблемость всего, что улеглось внутрь фотографической рамки. Мы знаем много примеров того, как работа с содержанием снимка (люди, эмоции, символы) в противоположность работе с его содержимым (пятна, линии, геометрический паттерн) делают изображение лучше. К сожалению, правда жизни состоит в том, что минимальных теоретических знаний просто недостаточно для создания хороших снимков. Я имею в виду не случайный прекрасный снимок, который может получиться и у слона, дай ему в хобот камеру, а последовательную серию, спланированный кадр или даже хороший альбом фотографий из отпуска. Для того чтобы начать делать действительно качественные фотографии, нужна «насмотренность». Необходимо проецировать на съемку весь свой художественный и культурный опыт, который всю жизнь собирается по маленьким кирпичикам в большой особняк, где живет мастерство. Нужно взять все, что ты в жизни мельком увидел или с пристрастием рассмотрел, и поместить это в попытку сделать фотографию. На ощущение гармонии влияют не начальные школьные знания, а опыт долгого и последовательного занятия фотографией. Конечно, это справедливо едва ли не для любой дисциплины, но в том, что касается визуальных искусств, «насмотренность» действительно очень важна.

    Когда мы говорим о композиции, то прежде всего имеем в виду универсальную формулу. А каждая фотография - не то чтобы прекрасна, но уж точно по-своему уникальна. Бывает, смотришь на какую-то совершеннейшую визуальную кашу и понимаешь, что ее хочется сфотографировать; что по какой-то причине она хороша, чем-то интересна. Но вот никаким образом не укладывается ни в какую формулу. И пытаться при помощи универсальных решений сделать из этого куска пространства действительно любопытную фотографию - попытка странная. Потому что все самое любопытное в данном случае лежит не в плоскости художественного языка, а, скажем, в смысловой плоскости. Фотограф может видеть одну плоскость, может быть, три. Хороший фотограф может пытаться работать с двумя такими измерениями одновременно. Гениальный - может быть, с тремя. Но начинающий фотограф чаще всего видит только объект, и огромного количества пластов информации, стоящих за ним, просто не может заметить.

    Мы при этом не отрицаем, что любое изображение строится на закономерностях. Просто у каждого элемента среды с точки зрения фотографии есть свои закономерности. Где-то интересно извиваются ветки; в другом месте наслаиваются планы, в третьем - сама по себе возникает очевидная игра цветовых пятен, Помните героя актера Рассела Кроу из фильма «Игры разума»? Он во всем видел паттерны, закономерности и пересечения- Когда фотограф «насмотрен», его мозг работает очень похожим образом. Штука в том, что все эти фотографии, снятые в опоре на ощущение гармонии, а не на формальные принципы, будут отличаться друг от друга, будут интересны в своем разнообразии. А снимки, сделанные с оглядкой на правило третей (обычно так фотографируют пейзажи), будут похожи между собой. Геометрические связи, правила подобия и ритмические конструкции - слишком простые закономерности для всего того визуального богатства, которое может предложить фотографу окружающий мир. По сути, это костыли. Пока условные фотографические мышцы у человека слабы, нет ничего плохого в том, чтобы пользоваться костылями, Но держаться за них, когда ты можешь бегать и прыгать - особый род неуверенности.

    Чувствуешь ты наступление условий гармонии на снимке или нет - вот главное мерило художественного чутья. Нам, как фотографам, с этим одновременно и сложно, и просто. Нам дан мир в ощущениях, и этот мир нужно суметь взять. Художникам же или иллюстраторам приходится брать свои ощущения и выдумывать из них новый мир. Мы можем видеть это, скажем, в работах Матисса: в какой-то момент он рисовал одни упражнения с цветовыми пятнами, потому что не мог показать реальность такой, какой видел ее у себя в голове. Нам же нужно только суметь увидеть те самые пятна в местности. Природа дает нам все возможности для творчества, нужно просто иметь в своем визуальном словаре больше слов и понятий, чем есть в книжке Александра Лапина. И все - наша работа сделана. Здесь стоит немного отойти от природы и взглянуть на уличную фотографию. Например, на самый мой любимый ее подвид - фотографии из отпуска. Уличная фотография, фотография людей в среде -тоже сложна и так же обусловлена. Но обусловлена уже другими вещами, имеющими со знакомыми нам композиционными клише еще меньше общего. Если вспомнить американского фотографа 50-х годов Гарри Виногранда и с сегодняшних позиций повнимательнее рассмотреть его работы, станет очевидно, что его «фотография состояния» не имеет с живописными канонами вообще ничего общего.

    По сути, Виногранд не работал с линией, пятном, пропорцией кадра. Главным в его снимках было состояние человека, которого он фотографировал. Самый известный его альбом «Женщины прекрасны» - шедевр такого подхода. Сама по себе каждая фотография в нем вопиюще неправильна, сделана очевидно случайно и скорее всего была бы отправлена средним сегодняшним свадебным фотографом в мусор. Но вместе эти снимки усиливают друг друга и проявляют ту самую гармоническую составляющую, которая в каждой отдельной фотографии была не так заметна. Когда смотришь фотографии Виногранда, очевидно, что он всегда бил в одну и ту же точку, просто точка эта каждый раз находилась в другом месте. Поэтому в сегодняшней фотографической истории Виногранда выделяют в обособленное явление. Поиск этой важной точки, того самого проявления, которое сделает твою работу по-настоящему интересной и для тебя, и для зрителя, может быть долгим процессом, Если в этом контексте вспомнить Пикассо и все его самопровозглашенные «периоды», станет понятно, что он каждый раз находил новое проявление гармонии и новый язык ее художественного выражения. В фотографии таких случаев тоже очень много, но именно Пикассо, благодаря его яркости и большому количеству творческих полюсов - очевидный пример.

    Получается, что видов гармонии в фотографии очень много. Их гораздо больше, чем мы сегодня обрисовали. Как же научиться снимать ее, чувствовать в фотографии и работать с ней? Именно здесь камера мобильного телефона подходит лучше всего. В силу всех тех причин, о которых мы говорили в предыдущих статьях, мобильная фотография может работать как бесконечный процесс познания себя. Фотографу нужно просто все время снимать то, что ему нравится. А потом, глядя на получившиеся кадры (лучше смотреть сразу много), пытаться понять, что именно в этом отрезке пространства, в этой эмоции случайного прохожего, в этом, наконец, дереве, его зацепило, И здесь важно понять, что красивая девочка на красивом фоне, красивая красная машина - это просто объекты на фотографии. Гармония не в них, она в связях объектов внутри снимка. Не нужно пытаться назвать эти связи, какие-то зацепившие элементы реальности словами. Потому что голову кружит не расположение фигуры в пропорции прямоугольника корень из двух. Голову кружит то, что мы не можем описать словами. Прелесть свободной мобильной фотографии для такого тренировочного подхода - в том, что она позволяет не только забирать эти элементы гармонии где угодно, с какой угодно частотой. Она позволяет потом где угодно размышлять над ними; проматывая в своем телефоне ленту снимков.

    Одна из самых главных проблем для начинающих фотографов - их вступление в «гонку вооружений». Ориентируясь на оптические и геометрические эффекты фотографии, они покупают разнообразную оптику, световую аппаратуру, штативы, карданы, обвесы для видео. В самих этих инструментах ничего плохого нет. Но умение ими пользоваться часто вытесняет из информационного поля фотографа знание того, зачем вообще ими нужно пользоваться. Мобилография же воспитывает видение и универсальность. Пытаясь в реальном времени увидеть, что тебе понравилось именно в этой ситуации, отчего вдруг захотелось нажать на кнопку на мобильном телефоне, можно развить в себе чувствительность, которая затем пригодится как при коммерческой работе, так и для того, чтобы фотографии из отпуска получались действительно фотографиями, а не свидетельствами пребывания на фоне пирамид в Египте.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Фото снят...
    Контакты

    тел. 89617845636
    email: flat57studio@gmail.com
    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     
    Как подобрать размер компрессионных чулков для операции.

    Рейтинг@Mail.ru