Фото - документальное или экспрессивное

Первое стремление - исследовать мир (манифест журнала Life, созданного в 1936 году, гласил: «Увидеть жизнь: увидеть мир: быть свидетелем великих событий: видеть лица бедных и поступки гордых...») - первоначально кажется скорее делом техники, но тут все гораздо сложнее. При отсутствии творческих амбиций исследование мира фотографом можно назвать занятием документальной фотографией, и само понятие исследования мира указывает на относительное отсутствие у фотографа эгоистических устремлений. К родоначальникам документальной фотографии, помимо прочих, относятся Уолкер Эванс, Эжен Атже и Август Сандер. Биограф Уолкера Эванса Белинда Ратбоун, комментируя богатство деталей на одной из фотографий Эванса, написала: «Эта эклектичная смесь информации. представленной в беспристрастном, неприкрашенном описании, является примером фотографий, называемых Эвансом "скромными и правдивыми"».
Второе, противоположное, стремление - сделать что-то новое и уникальное, каким бы ни был предмет съемки. То, что предмет уже мог быть бессчетное количество раз сфотографирован другими, даже может быть преимуществом - вызовом собственной творческой способности. Гарри Виногранд известен своей широко цитируемой декларацией о замысле: «Я фотографирую, чтобы выяснить, как выглядит то или иное на фотографии». Это всего лишь одна интерпретация, непринужденный подход, открытость чему угодно. Есть и другие подходы, подразумевающие намеренное применение какого-нибудь проверенного стиля.
Сложность заключается в том, что ни документальный, ни экспрессивный подходы не существуют в чистом виде. При документировании сцены действует личная интерпретация, а экспрессивной фотографии нужно содержание, чтобы работать над ним. Замысел фотографа обычно склоняется к тому или иному направлению, но сами фотографы не всегда способны отделить одно от другого - они, если говорить честно, даже не нуждаются в этом. Абсолютно бесстрастный вид -полицейские фотографии сцен совершения преступлений или изображения из каталога монет интересны лишь как источники данных, а глаз фотографа обычно вторгается в изображение. Снова процитируем Уолкера Эванса: «Такое ощущение, будто в определенном месте находится удивительная тайна, и я могу запечатлеть ее. Только я в этот момент могу запечатлеть ее, только в этот момент и только я».
Композиция - простая или сложная
Простота и ограничение лишь существенными деталями до такой степени стали частью современного искусства и дизайна, что совет «упростить» часто воспринимается как само собой разумеющееся. Упрощение стало ею главе угла модернизма, в частности конструктивизма, ставшего фундаментом минимализма с его главным постулатом «меньше - значит больше». Упрощение в фотографии особенно интригует, поскольку естественная беспорядочность видов реальной жизни порой наводит на мысль как раз о таком решении. Очень убедительный аргумент в пользу тенденции к простоте как принципа фотографической композиции состоит в том, что эта тенденция есть стремление к упорядочению, что, разумеется, можно считать одним из определений композиции как таковой.
По этой причине упрощение почти всегда срабатывает, по крайней мере в том, что оно помогает создать эффектное, хорошо воздействующее изображение, хотя сделать простоту правилом было бы неоправданным ограничением. Вполне возможно, фотографирование как таковое помогает держать простоту за постоянное правило, поскольку без внимания и тщательной корректировки большинство видов реальной жизни могут выглядеть весьма беспорядочными, неряшливыми. Провести при фотографировании некую изобразительную организацию проще всего путем уменьшения беспорядка, отсечения ненужного (путем кадрирования или смены точки съемки) и создания более простой структуры. Способность создания порядка из хаоса стала одним из тех навыков, которые в фотографии вызывают больше всего восхищения.
Тем не менее существуют доводы в пользу более сложных изображений, с насыщенной и изобилующей деталями структурой, предлагающих взгляду поле для исследований и изучения. Демонстрация на изображении нескольких взаимодействующих компонентов вместо одного-двух требует немалого мастерства, если фотограф хочет представить что-то более-менее упорядоченное. Добавление в кадр нескольких новых объектов интереса усложняет его восприятие и требует более активной работы при рассматривании. Еще один интересный результат упрощения композиции - абстрактность изображения. В искусстве сделать абстрактным - значит радикально трансформировать предметно-изобразительный рисунок в геометрическую форму. В фотографии произведение создается из сырого материала реальной жизни, поэтому здесь абстрактную композицию изображения построить гораздо труднее.
Более того, возникает вопрос, что такое абстрактная фотография. То, что одному зрителю может показаться непонятной абстракцией, другому - абсолютно узнаваемым, не вызывающим интереса изображением. Американский фотограф Пол Стрэнд был известен своими абстрактными композициями, которые часто разрушали перспективу, но он смотрел на них несколько иначе: «Я cдeлaл фотографию "Белый забор" и с тех пор ни разу не создал ни одной чисто абстрактной фотографии! Я всегда старался применять все. что я знаю, ко всему, что я делаю. Любое хорошее искусство абстрактно по своей структуре». Ансел Адамс тоже с подозрением относился к этому понятию применительно к фотографии: «Термину "абстрактный" я предпочитаю "экстрагированный", поскольку я не в силах изменить зримые реалии, а лишь могу управлять ими в соответствии со своими замыслами и возможностями техники».
Так называемую абстрактную композицию можно охарактеризовать как строго организованную, в которой отсутствуют какие-либо признаки реалистичности. Тут помогает соответствующий выбор объекта съемки, и угловатые рукотворные структуры относятся к наиболее удобным для композиции такого рода. Показ крупным планом деталей, обычно не фиксирующихся взглядом, - еще один подход, при котором используют кадрирование, четко выделяющее объект из контекста. Узоры тоже подходят для абстракции. Однако проблема типична тем, что у зрителя абстрактной фотографии возникает только один вопрос - а что это такое? - словно это какой-то тест или головоломка.