Содержание: понятное или неоднозначное


    Содержание: понятное или неоднозначноеНасколько очевидным должно быть изображение? Это интересная проблема, потому что, в частности, в фотожурналистике обычно ведется поиск единственного выразительного изображения, воплощающего в себе конкретную тему. Когда изображение понятно и убедительно для вас как фотографа, оно будет таким же для редактора и читателей издания. Делать эффектные снимки, говорящие все, что нужно, обучали и меня - такие люди, как редактор журнала Эд Томпсон. Изображениям, говорящим все и сразу, приписывается огромная ценность, однако такие фотографии задают зрителю не слишком много вопросов. Как выразился Ролан Барт о фотографии на обложке еженедельника Paris-Match, такое изображение «уже готово». Стало быть, дилемма в том, что понятные изображения доходят моментально, и потому это специфика фотожурналистики, но неоднозначные снимки читаются медленнее, и потому с большей вероятностью получат больше внимания, другими словами, дольше проживут в сознании зрителя.


    Все сводится, по сути, к вопросу неоднозначности, что, как заявил влиятельный специалист по истории искусства Эрнст Гомбрих, «является ключом ко всей проблеме прочтения изображений». Чем менее понятен объект фотографии, тем сильнее она вовлекает зрителя в процесс ее прочтения и размышления о ней. Вот что Гомбрих назвал соучастием наблюдателя - вовлеченность зрителя, его переживания и ожидания, его удовольствие от завершения процесса рассматривания произведения искусства. Может возникать сильное чувство, когда фотография на первый взгляд не очень понятна, однако зритель, с некоторыми усилиями, наконец ухватывает ее суть. В искусстве такой эффект был известен столетиями, и французский теоретик искусства XVII века Рожеде Пиль удачно заметил о «работе воображения наблюдателя, которому приятно познавать и переживать ошушения, происхождение которых он приписывает художнику, хотя на самом деле они возникают сами по себе».

    Неоднозначность проявляется в разных формах - от содержания до композиции. К роли композиции мы еще обратимся, но мы уже узнали кое-что о роли содержания, в частности, что контраст между случаями, когда содержание настолько сильно, что сгодится и плохая композиция, и случаями, когда реальный объект гораздо менее важен для изображения, чем то, как фотография скомпонована фотографом. Давайте углубимся в роль содержания. Когда оно ослепительно ясно и просто, зритель видит его, понимает и движется дальше. Но когда вовсе не понятно, что происходит или почему, то если зрителя удастся убедить рассматривать изображение несколько дольше, то он начнет делать интерпретации.

    Конечно, иногда эти интерпретации получаются ошибочными, становясь тем, что Гомбрих назвал «дорожными авариями на пути от художника к наблюдателю». Это может совсем ничего не значить, однако наводит на мысль, что необходимо уделить некоторое внимание пояснительным подписям, хотя бы как средствам достаточно долго удерживать внимание зрителя. Наличие подписей обеспечивает дополнительное взаимодействие между изображением и его содержанием, а также между изображением, его создателем и зрителем. Это явление - плодородная почва для анализа. Стоит задуматься и над тем, как мало фотографов делают снимки, имея в голове их заголовок. Только когда изображение снято, люди желают, чтобы оно было идентифицировано. Простейшая причина этого в том, что люди испытывают органическую потребность в классификации и упорядочении.

    Условные правила использования подписей варьируются в зависимости от типа демонстрации. Для выставки минимум информации - это название и дата съемки с сопроводительным описанием средств (вроде «архивная цифровая печать пигментными чернилами») и чего-либо необычного, связанного с процессом (например, «камера-обскура, выдержка 4 часа»). Для журнала или книги обычно требуется больше, но степень подробности описания очень сильно зависит от индивидуальных предпочтений и стиля издания. Что имеет отношение к композиции и процессу съемки - так это ориентация (или дезориентация) зрителя.

    На то, как человек будет «читать» фотографию, определенно повлияет подпись под ней, и важнейшее влияние оказывает то, что фотограф (или автор подписи) заявит о содержании. Например, пейзаж, снятый на месте боевых действий или катастрофы, приобретает другое значение, если мы знаем об этом факте. И нет нужды говорить, что чем сильнее содержание изображения, тем большему числу зрителей захочется узнать стоящую за ним историю. Слишком мало информации может интриговать, но также может огорчать или раздражать, в зависимости от вашей точки зрения.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Открытие ...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru