Основы композиции в фотографии. Часть 2

    Основы композиции в фотографии

    Цветовые взаимодействия

    Рассматривать цвета необходимо в плане их взаимодействия друг с другом, и в зависимости от того, рядом с каким цветом они представлены, цвета воспринимаются по-разному. Сегодня цифровая фотография дает огромные возможности для контроля над цветом, и можно изменять и гон, и насыщенность, и яркость. По ряду мнений, самая большая проблема с цветом в фотографии и изобразительном искусстве - это понятия сочетаемости и несочетаемости. Как мы только что видели, цвета вызывают у зрителя реакции, варьирующиеся от физиологических до эмоциональных, однако мало кто способен внятно объяснить, почему ему нравятся или не нравятся определенные цвета и комбинации. Собственно, мало кто анализирует свои зрительных предпочтения, в то же время выражая однозначные реакции.


    Еще в IV веке до н. э. древние греки разглядели возможную связь между шкалой цветов и музыкальной градацией и даже применяли цветовую терминологию к музыке, определив хроматическую гамму, разделенную на полутона. Это отношение сохранилось, и оставался один шаг до теории гармонии. Понятие гармонии - как музыкальной, так и цветовой - имело разные значения на протяжении истории, от греческой концепции соответствия элементов друг другу до более современной концепции приятного сочетания. Свою роль играли также вкусы и мода, приведшие в результате к существованию множества конфликтующих теорий о том, как цвета «должны» комбинироваться. Это огромная тема, несколько более подробно освещенная в моей книге «Цвет» и весьма подробно освещенная в книге Джона Гейджа «Цвет и культура» (Colorand Culture). Но здесь меня волнует потребность в сбалансированном недогматическом подходе. С одной стороны, всегда имеются способы комбинирования цветов, которые приемлемы для большинства зрителей, и было бы глупо их игнорировать.

    С другой стороны, творческое использование цвета требует индивидуального выражения, что означает отказ от следования правилам. Этот дуализм - признание того, что определенные сочетания и техники срабатывают, и при этом нежелание обязательно их использовать снова подводит нас к фундаментальному принципу баланса. Если анализировать гармонию в плане приятных, приемлемых взаимодействий, то следует отметить два ее устоявшихся класса. Один - гармония взаимодополнения (сочетание оттенков с противоположных сторон цветового круга), а второй - гармония схожести (оттенки из одного и того же сектора цветового круга). Экспериментальная база гармонии взаимодополнения, в детали которой нам здесь не стоит вдаваться, основана на последовательном и одновременном контрасте, а также на расположении оттенков цветового круга, где все они расположены последовательно в соответствии с длиной волны каждого.

    Попросту выражаясь, последовательный контраст, если вы смотрите на яркий участок по меньшей мере минуту, а потом переводите взгляд на пустой белый участок, то вы видите остаточное изображение, которое будет дополняющего цвета - того, что находится на другом конце цветового круга. Получается аналогичный, но менее выразительный эффект, когда цвета наблюдаются бок о бок, и взгляд тяготеет к компенсации; между тем на цветовом круге смешивание двух противоположных оттенков порождает нейтральный оттенок. Гармония схожести более очевидна. Цвета, находящиеся рядом в любой цветовой модели, будь то цветовой круг или трехмерная форма, такая как тело системы Манселла, просто хорошо друг с другом уживаются, поскольку не создают никакого конфликта. Теплые цвета от желтого до красного имеют очевидную схожесть, как и холодные цвета от синего до зеленого или, например, группа зеленых оттенков.

    Еще один фактор - относительная яркость. В глазах человека разным оттенкам свойственна разная световая интенсивность, причем желтый цвет воспринимается самым ярким, а фиолетовый - самым темным. Другими словами, не существует таких вещей, как «темно-желтый цвет» и «светло-фиолетовый»; вместо этого рассматриваемые цвета становятся другими - например, охряным и сиреневым. Гёте первым в мире обозначил цвета цифровыми степенями яркости: желтый - девять, оранжевый - восемь, красный и зеленый - шесть, синий - четыре и фиолетовый - три, и эта концепция по-прежнему считается работающей.

    Не означают ли теории гармонии, что цвета могут быть диссонирующими? Может быть. Для одних людей в определенное время какие-то цвета могут показаться дисгармонирующими, однако для других и в другое время они могут быть абсолютно приемлемыми. Так, сочетание розового и ярко-зеленою не для всех впишется в представление о цветовой гармонии, но если вам по душе китч и, в частности, изящный подход к нему японцев, их комбинация покажется близкой к идеальной.

    Цветовой акцент - это важная вариация цветовых комбинаций. Аналогично тому, как маленький объект, явно выделяющийся на фоне обстановки, графически функционирует как пункт, так и небольшой участок контрастирующего цвета дает похожий фокусирующий эффект. Взаимодействия цветов, которые мы только что рассматривали по-прежнему актуальны, но в меньшей степени из-за большой разницы размеров участков. Самый явственный эффект получается, когда обстановка относительно бесцветна, а два более чистых оттенка занимают ограниченные участки. Эта спектральная форма цвета неизбежно сильнее выделяет то, что живописцы называют «локальным цветом» - предположительно чистый цвет объекта, видимого при нейтральном освещении, без влияния оттенков. Цветовые акценты в наибольшей степени усиливают цвет объекта.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Фото снят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru