Основы композиции в фотографии. Часть 1

    Основы композиции в фотографии

    Светотень и тональность

    Контрастность составляет фундамент композиции, и одна из основных форм контраста - тональный контраст. Итальянское выражение chiaroscuro (светотень) употребляется, когда речь идет о драматургическом моделировании объектов в живописи посредством столбов света, освещающих темные места. В более общем смысле это понятие означает контрастность, определяющую тональные взаимоотношения. Иоганн Игген в своем базовом курсе в художественной школе «Баухауз» определил его как «одно из наиболее выразительных и важных средств композиции». Чиароскуро контролирует не только силу моделирования изображения (и его трехмерность), но и структуру изображения, и то, какие его части привлекают внимание.


    Использовать или нет полный спектр тонов от чистого черного до чистого белого - это одна из базовых проблем, и сегодня, в эпоху цифровой фотографии, предлагающей использовать гистограммы и регуляторы уровней для обработки кадров, ее решение приобретает еще более важное значение. Заметная часть информационного содержания фотографий передается в нейтральных тонах, и для обычных фотографий используют в основном эти «безопасные» тональные спектры. Однако контраст тени и света может способствовать созданию настроения и атмосферы фотографии.

    Схематические изображения внизу показывают все возможные типы распределения тонов для фотографии. Если какое-то время не уделять внимание цветам, эти вариации определяются двумя осями - контрастности и яркости, - которые хорошо знакомы любому, кто работает с изображениями в программе Photoshop. Внутри этих групп существует бесконечное разнообразие способов, которыми могут распределяться тона. Чиароскуро в его узком смысле занимает оконечность щкалы с высокой контрастностью. Вторая ось - ось яркости - в значительной мере определяет настроение изображения. Когда общее настроение мрачное, в темных тонах, изображение имеет темную тональность (низкий ключ). Противоположность, когда вся тональная модуляция в светлых тонах, - это светлая тональность (высокий ключ). Если совместить две тональности, то получается эффект вклинивания, так как максимальная контрастность требует примерно равных участков темного и светлого.

    При использовании двух этих осей - контрастности и яркости (контрастности и тональности) - в качестве ориентира выбор стиля изображения зависит от трех аспектов: характеристики вида (густая растительность, бледное небо, синее небо и т.д.), вида освещения и интерпретации фотографа. Благодаря цифровой обработке последняя в наше время имеет большую важность, чем когда-либо.

    Цвет в композиции

    Цвет в фотографии, как и цвет в изобразительном искусстве - это огромная тема. Здесь мы рассмотрим влияние цвета на композицию фотоснимка. Мы начнем с сильных цветов, поскольку на них можно более наглядно продемонстрировать эффекты и взаимодействия, хотя изначально широкий спектр цветов, попадающих в объектив, обычно но тем или иным причинам ограничен. Сила цвета в основном определяется его насыщенностью, и это один из трех параметров той цветовой модели, которая предпочтительна для наших целей. Три самых широко применяемых параметров, или осей цвета, - оттенок, насыщенность и яркость. Оттенок - это качество, дающее каждому цвету его имя, оттенок есть то, что имеют в виду большинство людей, произнося слово «цвет». Например, синий, желтый и зеленый - это все оттенки. Насыщенность - это интенсивность или чистота оттенка, причем минимальная насыщенность представляет собой полностью нейтральный серый цвет, а яркость определяет, является ли оттенок темным или светлым.

    Цветовые эффекты действуют сильнее всего, когда имеющиеся цвета интенсивны, и показанные на нескольких следующих страницах примеры демонстрируют это. Оттенок - это квинтэссенция цвета, и на самой простой модели оттенки организованы в круг. У мыслителей, занимавшихся вопросом цвета в искусстве, на протяжении столетий главной была идея первичных цветов - красного, желтого и синего - известных как основные цвета художников. Они явно не согласуются с теми тремя основными цветами - красным, зеленым и синим, - которые в качестве цветовой модели используют для цветных фото- и кинопленок, компьютерных мониторов и цифровых камер.

    Причина в том, что первичные цвета художников - это цвета отраженного света на бумаге или на холсте, между тем как цветовая модель RGB - это цвета проходящего света. Красный и синий каждой из этих двух цветовых моделей отличаются друг от друга. В любом случае сравнение двух систем первичных цветов - не очень полезное упражнение, поскольку одна из них имеет отношение к эффекту восприятия цвета (цветовая модель RYB), а вторая касается в основном создания цвета цифровым способом и на пленке. Так как наша тема здесь -цветовой эффект, я ограничусь основными цветами художников. Сильные оттенки воспринимаются на многих уровнях, с различными ассоциациями. Красный цвет воспринимается как один из самых сильных и цветов. Он имеет тенденцию визуально выдвигаться вперед, так что, находясь на переднем плане, усиливает ощущение глубины.

    Красный цвет - активный, живой, земной и теплый, даже горячий. Он может заключать в себе чувство страсти, намекать на агрессивность и опасность (не случайно красный цвет - символ предупреждения и запрета). Он вызывает температурные ассоциации и обычно используется как символ горячего. Желтый - самый яркий из всех цветов. В плане выразительности желтый цвет -энергичный, резкий и броский, иногда агрессивный, иногда веселый. Он вызывает понятные ассоциации с солнцем и другими источниками света, а также, особенно когда находится на темном фоне, производит впечатление светящегося.

    Синий отступает назад больше, чем желтый, по характеру он спокойный, относительно неяркий и прохладный. Синий цвет прозрачен, что контрастирует с непрозрачностью красного. Кроме того, он предстает во многих формах, и это цвет, с точным определением которого многие люди испытывают затруднения. Основной символизм синего проистекает из его превалирующего присутствия в природе: небо и вода. Для фотографии синий - один из цветов, которые легче всего найти благодаря отражениям неба.

    Вторичные цвета - зеленый (противоположный красному на цветовом круге), фиолетовый (противоположный желтому) и оранжевый (противоположный синему). Зеленый - самый главный цвет в природе, и вызываемые им ассоциации (обычно позитивные) связаны в основном с этим. Растения зеленые, и потому это цвет роста; в широком смысле зеленый цвет содержит намеки на надежду и прогресс. По тем же причинам желто-зеленый цвет ассоциируется с весной и молодостью. Негативные параллели, связанные с зеленым цветом, относятся к болезни и разложению. Мы можем воспринимать больше вариаций зеленого, чем какого-либо другого цвета -между желтым и синим.

    Фиолетовый - неявный и редкий цвет, и его трудно как найти и воспринять, так и точно воспроизвести. Этот цвет легко перепутать с лиловым. Ассоциации, связанные с фиолетовым цветом, - богатство и роскошь, а также тайна и беспредельность. Похожий на него лиловый цвет содержит намеки на религиозность, царственность и суеверность. Оранжевый цвет заимствует красный оттенок, с одной стороны, и желтый, с другой. Он теплый, сильный, праздничный и могущественный - по крайней мере, когда он чистый. Оранжевый - цвет огня и неба на закате. Он вызывает ассоциации с весельем и праздником, но также с жарой и сухостью.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Зал
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru