Композиция в фото: Стиль и мода
Стиль и мода
Несмотря на туманность идеи стиля в фотографии, стиль может влиять и влияет на способ съемки. Существует определенная разница между стилем того или иного фотографа и более универсальным стилем, которому одновременно следуют некоторые фотографы. Трудность состоит в том, чтобы точно определить, что по праву можно назвать стилем, а не уловкой или просто техникой, и мнения очень разнятся. Если кажется, что стиль можно определить очень просто - например, как в случае со «световой живописью», когда используют сделанные на заказ осветители с насадками или кольцевую вспышку, помещаемую вокруг объектива и дающую бестеневое освещение, - возможно, лучше это назвать не стилем, а манерой съемки.
Как бы то ни было, прослеживается некоторое число фотографических стилей, существование которых широко признано. Поскольку стиль в конечном итоге связан с модой, большинство из них устарели. Назову эти стили в приблизительном хронологическом порядке: это пикториализм, стиль Linked Ring, фотосессионный стиль. Neue Sachlichkeit («магический реализм»), «объективная фотография», модернизм, конструктивизм, минимализм, цветовой формализм и постмодернистский новый реализм.
Кроме того, во время его расцвета, да и в дальнейшем, на фотографию сильное влияние оказывал сюрреализм, одним из самых известных представителей которого был Мэн Рэй. Но хотя в наше время большинство людей, наверное, думают о сюрреалистической фотографии как о новых версиях бесконечно перерабатываемых тем Рене Магритта и Сальвадора Дали, влияние сюрреализма гораздо более фундаментально. Питер Галасси в своей книге «Генри Картье-Брессон: раннее творчество» (Henri Cartier-Bresson, The Early Work) написал: «Сюрреалисты подходили к фотографии так же, как |Луи| Арагон и |Андре| Бретон подходили к своим уличным блужданиям: с жадным аппетитом к обычному и необычному. <...> С помощью простых фотографических фактов сюрреалисты показали важное качество, которому не нашлось места в прежних теориях фотографического реализма. Они видели, что обыкновенные фотографии, особенно будучи вырванными из своего прозаического контекста, в изобилии содержат ненамеренные, непредсказуемые значения».
Фотографы, сознательно работающие в каком-то стиле, склонны воспринимать свое дело очень серьезно. Например, когда Ансел Адамс, Эдвард Уэстон и другие собрали свою группу f64, чтобы развивать «объективную», «чистую» фотографию, они гневно осуждали грехи пикториализма. «В начале тридцатых, - писал Адамс, - салонный синдром процветал, и пикториалисты торжествовали. Для любого, кто был искушен в музыке или изобразительном искусстве, пустая сентиментальность этих "пушистиков" (как называл их Эдвард Уэстон) была предана анафеме, особенно когда они хвалились своей значимостью для искусства. <...> Мы чувствовали, что нужно ответить им суровым манифестом!»
В качестве противоядия мне нравится сухой комментарий о процветавшем тогда модернистском стиле фотографии, который создал М. Ф. Агха, ставший в 1928 году арт-директором журнала Kogwe: «Модернистскую фотографию легко узнать по ее тематике. Яйца (любой стиль). Двадцать туфель, выстроенных в ряд. Небоскреб, снятый под модернистским углом. Десять чайных чашек, выстроенных в ряд. Фабричная труба, снятая сквозь фермы железнодорожного моста (модернистский угол). Глаз мухи, увеличенный в 2000 раз. Глаз слона (тот же размер). Внутренности часов. Три головы одной и той же женшины, наложенные друг на друга. Внутренности мусорного бака. Снова яйца...»
Концепция красоты не так уж далека от концепции стиля, но получает меньше внимания, чем, возможно, заслуживает; фактически тема красоты в основном не вызывает вопросов. Но ведь если мы понимаем, как в отношении красоты возникает единодушие в том или ином случае, значит, мы можем влиять на композицию изображений, используя или отвергая концепцию красоты. Хотя понятие красоты трудноуловимо, все мы тем не менее применяем его в своих суждениях и, как правило, полагаем, что все вокруг, разумеется, знают, о чем мы говорим. Конечно, верно то, что некоторые виды или, скажем, лица будут считаться красивыми большинством людей. Однако почему - мы не знаем, и как только мы пытаемся объяснить причину всеобщего согласия в том, что вечерние лучи солнечного света, пробивающиеся через темные тучи над долиной Йосемити или над английским Озерным краем, создают красивый вид, наше незнание сразу выявляется. К тому же единодушие в вопросах красоты существует, но представления о том, что красиво, а что нет, меняются со временем и зависят от моды, а также определяется типом культуры. Высказывание, что красота - в глазах смотрящего, в лучшем случае истинно лишь отчасти.
Мода - интерпретация красоты, но в достаточно узких пределах. Мода - это то, что считается достойным, немного труднодоступным, элитарным и превосходящим все. Мода как в одежде и косметике, так и в фотографии - способ бросить вызов существующей системе положительной оценки, попытка (не обязательно радикальная) попробовать что-то иное, чтобы посмотреть, примут ли это другие люди. Посему всякое модное веяние имеет некоторое отношение к экспериментаторству, предполагает живой интерес большого числа людей и, конечно, очень конкурентоспособно.
Задержка
Композиционный маршрут к большей неоднозначности в конечном итоге зависит от задержки. Когда зрителя приглашают взглянуть на изображение, ключевой элемент встроен в композицию таким образом, что дает о себе знать постепенно или после задержки. Вместо того чтобы быстро передать информацию, фотограф нацеливается на создание эквивалента кульминационного момента, наступающего спустя какое-то время после того, как зритель начнет рассматривать изображение.
Возможно, самый распространенный способ задержки - это пространственная реорганизация, когда главный объект изображается меньшего размера или занимает не центральное место в композиции. Когда внимание в первую очередь автоматически сосредоточивается на окружающей обстановке, и переход с этого фонового контекста к открытию ключевого объекта зависит от взаимодействия между тем и другим и часто становится сюрпризом. Фигура в окружении пейзажа - вероятно, самая известная композиция такого рода, имеющая длительную историю в живописи, еще до фотографии.
Примечательные примеры - картины «Мученичество святой Катерины» Маттиса Кока и «Нагорная проповедь» Клода Лоррена. На этих полотнах ландшафт доминирует над людьми, и зачастую только при повторном взгляде становится очевидным, что людям на картинах отведена главная роль. Малый размер фигур не только подчеркивает масштаб ландшафта и показывает человеческие события в общем контексте, но еще делает для зрителя прочтение изображения маленьким событием. Это продлевает акт рассматривания картины и побуждает к дальнейшему ее изучению. В рамках этого класса среди способов временно «спрятать» объект - не только сделать его маленьким, но и разместить далеко от центра, а также дезориентировать взгляд с помощью геометрии и организации, чтобы направить внимание сначала куда-то в другое место. Также можно «спрятать» объект, если применять несколько ранее рассмотренных техник для акцентирования внимания на объектах, но только с точностью до наоборот.
Есть и другие тактики задержки, которые классифицировать труднее. Одна из них - ссылка или указание на объект, расположенный за пределами кадра. Другая тактика, как в примере напротив, - удивить неожиданным феноменом, когда что-то оказывается не тем. чем оно показалось вначале, - в данном случае это шеренга мужчин, которые не стоят на земле, а запечатлены застывшими в воздухе. Здесь важно осознавать риск того, что ключ к разгадке смысла может оказаться недостаточным настолько, что зритель может потерять интерес, так и не поняв его.