Замысел в фотографии

Фотографический процесс в большинстве случаев тяготеет к прагматизму - просто потому, что фотокамера так хорошо подходит для фиксирования и передачи зрительной информации. В количественном плане фотографию больше используют в массовых коммуникациях, нежели в изящных искусствах. Вот мнение ведущего американского специалиста по графическому дизайну Милтона Глейсера: «В процессе развития общества информационная и художественная функции фотографии были разведены, и появилось разделение на фотографию как высокое искусство и фотографию как средство передачи информации большому числу людей».
Причина того, что большинство фотографий относится ко второй категории, в том, что их очень легко репродуцировать, и в том, что фотографию широко используют непрофессионально; и то и другое препятствует эволюции четкого индивидуального стиля. Стиль фотографии, темой которого мы завершим эту главу, уловить сложнее, чем стиль живописи. В сущности, стиль - это характерная особенность чьего-либо творчества, но элементы и техники, которые соединяются, составляя стиль, не всегда настолько своеобразны, как кому-то хотелось бы. Джефф Дайер, написавший книгу «Настоящий момент», был не первым человеком, отметившим это. В своем исследовании жизни и творчества фотографов периода американской депрессии он написал: «Вновь и вновь мы сталкиваемся с этим, когда изучаем фотографию: тему, отождествляющуюся с одним фотографом - до такой степени, что имя фотографа отождествляется с темой его работ, - начинают делить и воспроизводить несколько других людей».
В живописи сам процесс создания изображения зависит от восприятия художника и от того, как применяются материалы. Там не существует такой вещи, как нейтральное, не имеющее своего характера изображение (даже подражательные техники отличаются каким-нибудь стилем). В фотографии же все наоборот. Фотографии могут создаваться - и, к сожалению, часто так и бывает - без особых размышлений о том, как они будут выглядеть. Фотоаппарат может сделать снимок сам по себе, а чтобы повлиять на композицию и характер изображения, требуются, как мы видели, усилия. Чтобы стиль изображения имел явственные отличия, используемые техники должны быть скорее очень явными, нежели тонкими. На большинстве фотографий доминирует содержание, и большая часть стилистических техник, находящихся в распоряжении фотографа, предсказуемо ограниченные.
Пока что нас интересовали словарь и грамматика композиции, но процесс съемки обычно начинается с задачи - приблизительной или конкретной идеи изображения, которое хочет получить фотограф. Впрочем, вполне возможно начинать вообще без какой-либо идеи и просто фотографировать. Действительно это одна из центральных проблем фотографии - преодоление бездумной беспечности при съемке. Проблема усугубляется свидетельствами того, что результатом получения эффектного изображения может быть отсутствие замысла. При этом во главу угла ставят случайность, и даже надежда на моментальную реакцию на изменяющуюся перед вами сцену становится своего рода планом. Уже сделанные кадры могут побудить вас к ожиданию чего-то многообещающего, если уж вы взяли в руки фотоаппарат и ведете поиски наудачу.
Ключ к успеху - все время осознавать, что вы собираетесь сделать и какие результаты могут вас удовлетворить. Не так уж важно то, что замысел может быть лишь смутным; его осознание всегда будет способствовать созданию успешной композиции. Замыслы разного рода естественным образом образуют контрастирующие пары, и в таком виде я буду рассматривать их в этой главе, начав с самого основного выбора - между традиционным и неожиданным. Возможно, будет полезно представить эту пару в виде весов, поскольку между двумя крайностями чаши могут занимать множество положений.