Замысел в фотографии


    Замысел в фотографииСуществует предубеждение, что есть непреложные правила построения композиции. Безусловно, мы видели примеры того, как разные приемы срабатывают, мы убедились, что определенные принципы и элементы композиции могут оказывать предсказуемое воздействие на зрителей, однако ни о каких канонах речь вовсе не идет. Если сказать, что небольшое количество желтого удачно дополняет большой фиолетовый участок, то это будет верно, но заявить, что вам всегда нужно стремиться к такому взаимодействию цветов, было бы странно. Что определяет композицию - так это замысел. Вот простой пример: в чем задача - доставить удовольствие как можно большему числу людей или же проявить особый и неожиданный подход? Замысел даже не обязательно должен быть таким специфическим; он может быть просто невысказанным индивидуальным предпочтением. Тем не менее осознание того, что вы хотите получить, в целом должно появляться до принятия композиционных решений.


    Фотографический процесс в большинстве случаев тяготеет к прагматизму - просто потому, что фотокамера так хорошо подходит для фиксирования и передачи зрительной информации. В количественном плане фотографию больше используют в массовых коммуникациях, нежели в изящных искусствах. Вот мнение ведущего американского специалиста по графическому дизайну Милтона Глейсера: «В процессе развития общества информационная и художественная функции фотографии были разведены, и появилось разделение на фотографию как высокое искусство и фотографию как средство передачи информации большому числу людей».

    Причина того, что большинство фотографий относится ко второй категории, в том, что их очень легко репродуцировать, и в том, что фотографию широко используют непрофессионально; и то и другое препятствует эволюции четкого индивидуального стиля. Стиль фотографии, темой которого мы завершим эту главу, уловить сложнее, чем стиль живописи. В сущности, стиль - это характерная особенность чьего-либо творчества, но элементы и техники, которые соединяются, составляя стиль, не всегда настолько своеобразны, как кому-то хотелось бы. Джефф Дайер, написавший книгу «Настоящий момент», был не первым человеком, отметившим это. В своем исследовании жизни и творчества фотографов периода американской депрессии он написал: «Вновь и вновь мы сталкиваемся с этим, когда изучаем фотографию: тему, отождествляющуюся с одним фотографом - до такой степени, что имя фотографа отождествляется с темой его работ, - начинают делить и воспроизводить несколько других людей».

    В живописи сам процесс создания изображения зависит от восприятия художника и от того, как применяются материалы. Там не существует такой вещи, как нейтральное, не имеющее своего характера изображение (даже подражательные техники отличаются каким-нибудь стилем). В фотографии же все наоборот. Фотографии могут создаваться - и, к сожалению, часто так и бывает - без особых размышлений о том, как они будут выглядеть. Фотоаппарат может сделать снимок сам по себе, а чтобы повлиять на композицию и характер изображения, требуются, как мы видели, усилия. Чтобы стиль изображения имел явственные отличия, используемые техники должны быть скорее очень явными, нежели тонкими. На большинстве фотографий доминирует содержание, и большая часть стилистических техник, находящихся в распоряжении фотографа, предсказуемо ограниченные.

    Пока что нас интересовали словарь и грамматика композиции, но процесс съемки обычно начинается с задачи - приблизительной или конкретной идеи изображения, которое хочет получить фотограф. Впрочем, вполне возможно начинать вообще без какой-либо идеи и просто фотографировать. Действительно это одна из центральных проблем фотографии - преодоление бездумной беспечности при съемке. Проблема усугубляется свидетельствами того, что результатом получения эффектного изображения может быть отсутствие замысла. При этом во главу угла ставят случайность, и даже надежда на моментальную реакцию на изменяющуюся перед вами сцену становится своего рода планом. Уже сделанные кадры могут побудить вас к ожиданию чего-то многообещающего, если уж вы взяли в руки фотоаппарат и ведете поиски наудачу.

    Ключ к успеху - все время осознавать, что вы собираетесь сделать и какие результаты могут вас удовлетворить. Не так уж важно то, что замысел может быть лишь смутным; его осознание всегда будет способствовать созданию успешной композиции. Замыслы разного рода естественным образом образуют контрастирующие пары, и в таком виде я буду рассматривать их в этой главе, начав с самого основного выбора - между традиционным и неожиданным. Возможно, будет полезно представить эту пару в виде весов, поскольку между двумя крайностями чаши могут занимать множество положений.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Декор фот...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru