Ритм и узор в композиции
РИТМ
Когда сиена включает несколько похожих элементов, их расположение при определенных условиях может составлять ритмическую визуальную структуру. Повторение - обязательный элемент, но лишь оно одно не гарантирует ощущения ритма. Можно провести очевидную аналогию с музыкой, и это очень существенно. Подобно ритму в музыкальном произведении, оптический ритм картины может варьироваться от полной размеренности до вариаций, аналогичных, например, синкопе. Чтобы оценить ритм в изображении, нужно время и движение взгляда. Поэтому размеры рамки вносят определенные ограничения, и то, что можно видеть, это не более чем ритмическая единица. Однако человек естественным образом способен расширять границы того, что он видит (гештальт-закон хорошего продолжения), зритель предполагает незаконченность ритмической единицы. Таким образом, ряд сходных изобразительных элементов воспринимается как более длинный, чем можно видеть в действительности.
Ритм - это не только повторение, но и характеристика того, как глаз сканирует изображение. Ритм усиливается, когда каждый цикл просмотра побуждает взгляд продолжать движение (как на примере справа). Естественное стремление взгляда двигаться из стороны в сторону здесь особенно очевидно, так как ритму нужно направление и течение, чтобы оставаться действенным. Посему движение ритма в композиции обычно направлено вверх и вниз, поскольку вертикальный ритм воспринимается гораздо труднее. Ритм придает изображению значительную силу, как это происходит в музыке. Импульс этой силы вызывает у зрителя чувство, что у изображения нет границ. Как только взгляд улавливает повторение, зритель предполагает, что оно продолжится за пределами рамки.
УЗОР, ТЕКСТУРА, МНОЖЕСТВО
Подобно ритму, узор создается повторением, но, в отличие от ритма, он связан с площадью, а не с направлением. Узор не увлекает взгляд в том или ином направлении, а, скорее, побуждает его блуждать по поверхности изображения. Главное качество узора - это то, что он покрывает собой какой-то участок, так что эффектней всего он получается на таких фотографиях, где его площадь доходит до самых кромок рамки. В таком случае, как и с ритмом от края до края, возникает феномен продолжения, и взгляд предполагает, что узор простирается за пределы кадра. Достаточно посмотреть на фотографию велосипедных седел. Другими словами, показ хотя бы одной границы узора устанавливает ограничения; если границ не видно, то изображение воспринимается как часть узора большего размера.
В то же время, чем больше элементов можно видеть на фотографии, тем сильнее впечатление, что перед глазами узор, а не собрание предметов. Так происходит, когда отдельные элементы становится трудно различать, и тогда получается текстура (textura (лат.) - ткань, строение, связь, соединение - характер поверхности какого-либо материала, обусловленный его внутренним строением, структурой). Что касается количества элементов, диапазон эффективности находится между десятью и несколькими сотнями, а столкнувшись с массой похожих объектов, можно начать съемку с такой дистанции (или фокусного расстояния), когда в кадр помещается вся группа, и сделать так, чтобы эта масса доставала до краев кадра, затем выполнить серию снимков, приближаясь, и закончить, когда в кадре будет всего четыре или пять элементов. В получившейся серии изображений будет одно или два, где эффект узора проявится сильнее всего. Возникновение эффекта узора зависит от масштаба съемки.
Узор в достаточно крупном масштабе, принимает вид текстуры. Текстура - это свойство поверхности. Структура объекта - это его форма, между тем как структура материала, из которого он сделан, - это его текстура. Как и узор, она определяется масштабом. Текстура куска песчаника - это необработанность отдельных компактно спрессованных зернышек. Далее подумайте о том же песчанике как о части скалы; теперь поверхность - скала, и ее текстура гораздо более масштабная, состоящая из трещин и каменных неровностей. Наконец, подумайте о горной цепи, к которой относится эта скала. На фотоснимке, сделанном со спутника, даже самые большие горы выглядят как морщинки на поверхности земли: это ее текстура.
Даже если мы не можем физически протянуть руку и потрогать текстуру поверхности, сама ее видимость воздействует на наш сенсорный канал. Это объясняет, почему текстура проявляется через освещение: в малом масштабе только это выявляет рельеф. Поэтому важно направление и качество освещения. Рельеф и, стало быть, текстура, вырисовывается лучше всего, когда освещение косое и притом яркое, а не мягкое или рассеянное, При таких условиях получаются наиболее четкие тени, отбрасываемые каждым элементом текстуры, будь это переплетение нитей ткани, морщинки на коже или древесные волокна. Как правило, чем тоньше текстура, тем более косое и яркое нужно освещение чтобы она была ясно видна, за исключением того, что самая гладкая поверхность, как, например, отполированный металл, является отражающей, и на место текстуры тут приходит отражение.
Существует также понятие множества - огромного количества похожих объектов. Их привлекательность часто кроется в удивлении от наблюдения такого их множества в одном месте одновременно. Например, общий план Каабы в Мекке с одного из минаретов охватывает по меньшей мере миллион человек. Установка рамки в границах множества побуждает зрителя верить, что видимое им на изображении множество безгранично.