Композиция в фотографии
Композиция - это организация, упорядочивание всех возможных элементов изображения внутри рамки. Композиция в фотографии основана на тех же принципах и подчинена тем же законам, что и композиция в любом другом виде изобразительного искусства. И риск здесь тот же самый: детальное изложение на бумаге техники построения композиции может навести на ошибочную мысль о существовании догматического свода обязательных правил. Однако очень важно относиться к принципам построения композиции как к результату изысканий, позитивному опыту других людей, определенному умонастроению и способам совокупно использовать имеющиеся ресурсы. Удачная композиция редко когда основывается на скороспелых решениях.
Можно провести аналогию с языком. Так, при использовании только что рассмотренной рамки кадра в качестве контекста или одного из исходных компонентов основы композиции играют роль грамматики, изобразительные элементы, описанные в следующей главе, - это словарь, а процесс, описанный в последней главе, синтаксис - то, каким образом формы в фотографии складываются вместе, в конечном итоге определяя ее вид.
Принципы композиции в фотографии в определенной степени отличны от принципов композиции в живописи и иллюстрациях. Большей частью в таких сравнениях нет практического смысла, но важно понимать, что существуют объективные принципы композиции - правила, которые не зависят от индивидуальных вкусов. Эти принципы позволяют понять, почему определенные фотографии создают у зрителя те или иные впечатления, и почему различные способы организации изображения вызывают ожидаемые эффекты.
Два фундаментальных принципа - контраст и баланс. Контраст подчеркивает визуальные различия между элементами изображения, будь то контраст тонов, цветов, форм или чего-то еще. Два контрастирующих элемента усиливают друг друга. Баланс непосредственно связан с контрастом - это активные отношения между противоположными элементами. Если баланс (например, между цветовыми блоками) соблюден, то изображению свойственно равновесие. Если же - нет, то это сразу заметно, и несбалансированность создает визуальное напряжение.
Обе эти крайности вместе со всеми вариациями баланса между ними так или иначе используют в фотографии. Взгляд ищет гармонии, хотя это не делает ее обязательной для композиции. Если отказать глазу в идеальном балансе, может получиться более интересное изображение, вызывающее реакцию зрителя, которой хочет добиться фотограф. Эффективная композиция не предполагает создания спокойных изображений со знакомыми пропорциями. Обычно такие изображения приятны для глаз, но в конечном итоге классная композиция еще и функциональна. Создание такой композиции начинается с четкой идеи потенциала фотографии и представления о том, каким должен быть эффект изображения.
Наконец, композиция срабатывает в пределах границ, определяемых тем, что зритель уже знает о фотографии. Люди могут не иметь понятия о теории композиции, но представление о правилах у них есть, так как им знакомо великое множество изображений. Например, ясно, что точная фокусировка отмечает пункты интереса и внимания. Если определенные способы композиции изображения считаются правильными, значит, предполагается наличие канонов; фотография может соответствовать канонам или же противоречить им согласно замыслу фотографа.