Гештальт-законы в фотографии


    Гештальт-законы в фотографииГештальт-психология возникла в Австрии и Германии в начале XX века, и хотя некоторые ее постулаты (например, идея, что видимые объекты образуют похожие следы в мозге) давно отвергнуты, она переживает возрождение благодаря ее подходу к распознаванию зрительных образов. Современная гештальт-теория придерживается целостного подхода к восприятию, основываясь на принципе, что целое значительнее суммы его частей, и концепции, что при наблюдении целого вида или изображения разум совершает резкий скачок от распознавания отдельных элементов к пониманию образа в целом. Вначале может показаться, что признание большей значимости целостного образа и его внезапное, интуитивное восприятие противоречат знаниям о том, как мы смотрим на изображения.


    Однако в реальности гештальт-теория применима в качестве основы для экспериментальных исследований и, несмотря на ее порой туманные постулаты, дает ряд разумных объяснений, касающихся комплексного процесса восприятия. Значение гештальт-теории для фотографии в основном заключается в ее законах организации, стоящих за большинством принципов композиции изображений.

    Немецкое слово Gestalt переводится как «образ», «общий вид», «целостное образование». В качестве способа понимания процесса восприятия гештальт-теория предлагает альтернативу атомистическому, итеративному способу, заложенному и в принципе формирования цифрового изображения, и делает упор на значимость инсайтов (озарений). Еще один принцип гештальт-теории -это оптимизация, т.е. выбор в пользу понятности и простоты. Сродни этому принципу концепция прегнантности (меткость, выразительность, четкость, простота), согласно которой при «комплексном понимании» («постижении изображения») затрачиваются минимальные усилия.

    Гештальт-законы организации, хорошо помогают объяснить то, каким образом элементы фотографического изображения - потенциальные линии, точки, формы и векторы - складываются в уме зрителя и понимаются, оживляя изображение и придавая ему равновесие. Один из самых важных и простых для понимания законов - «закон замыкания», обычно иллюстрируемый широко известным треугольником Каниза. Вновь и вновь мы видим, как этот закон действует в фотографии, где определенные части композиции дают впечатление некоей формы, и эта воспринимаемая форма затем помогает придать структуру изображению. Другими словами, неявно выраженная форма может усиливать композицию. Она помогает зрителю се осмыслить. Треугольники относятся к самым эффектным формам в фотографии, создаваемым замыканием, однако пример, помещенный напротив, изображает нечто более удивительное - двойную окружность.

    При создании и прочтении фотографии человек придает смысл сцене или изображению так, что визуальная информация воспринимается и подгоняется под некую гипотезу, объясняющую, почему снимок выглядит именно так, а не иначе. Гештальт-теория содержит идею перегруппирования и реструктуризации визуальных элементов таким образом, чтобы они придавали смысл всему изображению, что также известно как «фи-феномен». В то время как гештальт-теорию используют при разработке инструктивных изображений - например, чтобы снимать замешательство и ускорять распознавание (диаграммы, клавиатуры, схемы), - в фотографии она может играть столь же ценную противоположную роль.

    Как мы увидим, можно добиться немалых преимуществ, побудив зрителей дольше рассматривать фотографию, чтобы вызвать у них удивление или желание глубже погрузиться в созерцание изображения. Например, принцип проявления ценен для объяснения того, как внезапно, в один момент, разум распознает в фотографии что-то, что было спрятано от взгляда. В профессиональной деятельности, если при подаче визуальной информации зрителю приходится вникать, делая дополнительные умственные усилия, это считается серьезной недоработкой, но в фотографии и других видах изобразительного искусства повышенное внимание и умственные усилия зрителя - источник дополнительного интеллектуального и эстетического удовольствия.

    ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ГЕШТАЛЬТА

    ГЕШТАЛЬТ-ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
    1. Закон близости. Визуальные элементы объединяются в уме в группы в соответствии с тем, насколько они близки друг к другу.
    2. Закон схожести. Элементы, в чем-то схожие друг с другом по форме или содержанию, зачастую объединяются в группы.
    3. Закон замыкания. Элементы, расположенные рядом, очерчивают некую форму. Разум ищет завершенность.
    4. Закон простоты. Разум тяготеет к простым визуальным объяснениям; простые линии, изгибы и формы предпочтительны, так же как симметрия и баланс.
    5. Закон общей судьбы. Предполагается, что сгруппированные элементы движутся совместно и ведут себя как одно целое.
    6. Закон хорошего продолжения. Аналогично указанному выше разум склонен продолжать формы и линии за пределы их конечных точек.
    7. Закон выделения. Чтобы фигура была воспринята, она должна выделяться на фоне заднего плана. Фигурно-фоновые изображения ради творческого интереса эксплуатируют неуверенность в решении, что есть фигура, а что есть задний план.

    Группирование информации играет большую роль в гештальт-мышлении.

    К ПРИНЦИПАМ ГЕШТАЛЬТА ОТНОСЯТСЯ:
    1. Проявление. Части изображения, не содержащие достаточной информации, истолковывающей их значение, внезапно являют себя в результате достаточно долгого рассматривания, и в конечном итоге их смысл постигается.
    2. Овеществление. Разум заполняет форму или участок в результате недостаточной визуальной информации. В частности, происходит замыкание.
    3. Мультистабильность. В некоторых случаях, когда нет достаточных индикаторов глубины, может показаться, что объекты спонтанно меняются местами.
    4. Неизменность. Объекты можно распознать вне зависимости от ориентации, ротации, угла зрения, масштаба и прочих факторов.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Открытие ...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru