Геометрические элементы и фотография. Часть 1


    Геометрические элементы и фотографияСловарь композиции составлен из того, что мы называем геометрическими элементами, двумерными формами, находящимися внутри кадра. В классической теории композиции, применяемой в живописи и иллюстрировании, не так уж трудно отделить геометрические элементы на бумаге от реальных объектов, изображаемых с их помощью. Живопись и иллюстрирование не предполагают непременного соблюдения принципов реализма, так что в этих видах изобразительного творчества абстрактная трактовка базовых элементов для зрителя абсолютно приемлема. Однако в фотографии далеко не все позволительно. Мы вновь возвращаемся к ее уникальному свойству - фотография всегда изображает реальные вещи. Фотографические отпечатки - это совсем не то, что начертано рукой. Они всегда показывают то, что реально существовало. Этот факт вовсе не исключает идеи геометрических элементов, но затрудняет возможность их применения.


    Самые простые элементы из всех - пункты, или точки, способные привлекать внимание. На ступень выше находятся линии. Еще выше в иерархии геометрических объектов расположены формы, выполняющие функцию организации элементов изображения. То, что мы по своему выбору определяем на фотографии как пункт, линию или форму, не обязательно таковыми являются. Наше заключение зависит от нашей личной трактовки изображения, а на интерпретацию может влиять характер содержания, степень нашего понимания содержания и интерес к нему.

    Все три группы геометрических элементов тесно связаны, поскольку они могут входить в состав общей, иногда более сложной структуры. Последовательность пунктов воспринимается как линия, линии могут образовывать простейшие формы, из простейших форм состоят системы со сложной структурой. Таким образом, формы тесно связаны - как в плане изобразительности, так и в плане выразительности - с линиями. Четырехугольники - это результат пересечения горизонтальных и вертикальных линий, треугольники образуются диагоналями, а окружности - кривыми линиями. Хотя может показаться, что число разнообразных форм бесконечно, существуют всего три основные формы: четырехугольник, треугольник и круг. Все другие формы - от трапеций до эллипсов - представляют собой их вариации, и так как важность изобразительных элементов для композиции зависит от их принципиальной узнаваемости, нет нужды выходить за рамки этих трех плоскостных фигур. Неявно различимые фигуры относятся к самым полезным; они помогают организовать элементы композиции, придать изображению узнаваемую форму и дают взгляду возможность обнаружить себя лишь после небольшого зрительного усилия.

    Пункт, линия и форма - базовые элементы композиции в любом виде изобразительного искусства, но в фотографии есть и свои особые элементы - уникальные визуальные качества, которые образуются в процессе съемки и являются чисто фотографическими. Эти эффекты иногда могут быть вызваны ограничениями (например, недостаточно света для выдержки, способной остановить движение) и порой каким-нибудь артефактом (например, световым бликом). Однако они могут использоваться и намеренно для работы над изображением (например, можно делать размытые цветные пятна с помощью расфокусирования) и являться полезной частью синтаксиса фотографии.

    ПУНКТ

    Базовый элемент - это пункт, самая маленькая часть изображения. Чтобы быть значимым, пункт должен как-то контрастировать со споим окружением - например, по цвету или тону (термином «пункт» переведено понятие point, близкое по смыслу к принятому в отечественной литературе понятию «световое [цветовое, тональное] пятно», но не полностью совпадающее с ним). Простейшая форма пункта на фотографии - это изолированный объект, видимый на расстоянии на фоне относительно однородного заднего плана, как, например, судно в море или птица в небе. Самая простая композиция: единственный элемент, не имеющий выразительной формы, и простой фон. В таком случае главный вопрос - это расположение пункта. В каком бы месте кадра ни оказался пункт, его будет видно сразу. Размещение пункта влияет на художественные качества фотографии, создавая нужный баланс.

    С чисто эстетической точки зрения помещение элемента в центре рамки может быть логичным, но при этом изображение становится статичным и неинтересным, а композиция редко получается удачной. Впрочем, в фотографии полная свобода размещения объектов никогда не гарантирована, и условия часто бывают такими, что вы не можете упорядочить элементы точно но вашему желанию даже при смене объектива или точки съемки. Кроме того (и это мое личное мнение), лучше проявить супер-оригинальный подход, нежели действовать предсказуемо.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Фото снят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru