Визуальный вес


    Визуальный весМы и первую очередь смотрим на то. что нам интересно, и когда мы начинаем что-либо рассматривать, будь это реальный вид или изображение, мы прикладываем к делу «накопленные знания», появившиеся у нас с опытом. Недавние исследования процессов восприятия это подтверждают; психологи Диана Дойч и Антони Дойч в 1963 году выдвинули концепцию «взвешивания важности» (importance weightings) как главного фактора зрительского внимания. Взвешивание важности влияет на процесс восприятия фотографии, поскольку, помимо композиции, определенные типы содержания привлекают взгляд сильнее, чем другие. Разумеется, выделить характерные черты такого содержания трудно, но существует ряд полезных обобшений. Определенные объекты могут привлекать людей сильнее, чем другие, либо потому, что мы научены ожидать от них получения большей информации, либо потому, что они воздействуют на наши эмоции и желания.


    Самые распространенные привлекающие детали - черты человеческого липа, особенно глаза и рот. Глядя именно на них, мы получаем большую часть информации о том, как реагирует тот или иной человек. Исследования нервной системы показали, что в мозге имеются специальные модули для узнавания лиц, а также - кистей рук, и это веское доказательство того, насколько важны эти объекты в визуальном плане.

    Еще один класс объектов, привлекающих взгляд своим большим весом, - это надписи, как нечто такое, что обладает высокой информативной ценностью. Например, в уличной фотографии вывески и рекламные щиты имеют тенденцию отвлекать на себя внимание, и значение слов может добавить еще один уровень интереса. Даже если язык не знаком зрителю (например, китайский), надписи все равно завладевают его вниманием. Ансел Адамс, рассказывая о фотосъемке китайских надгробий, написал: «Надписи па иностранном языке могут обладать абсолютными эстетическими качествами, которые никак не связаны со значением написанных слов»,

    Помимо этих «информативных» объектов, есть даже еще более обширный и трудноопределимый класс, влияющий на эмоции. Под него подпадают изображения сексуального характера (эротические и порнографические), миловидные образы (например, детеныши зверей), страшные сцены (смерть и насилие), а также все отвратительное, модное, желанные товары и новинки. Способа точно сбалансировать весомые элементы композии нет, но интуитивно сделать это довольно легко, если фотограф способен отличать различные степени привлекательности, Содержательные весомые детали нужно показывать, используя сложные приемы композиционных и цветовых решений, благодаря которым общий вид изображения привлекает внимание.

    Взгляд и интерес

    Способ зрительского восприятия имеет фундаментальное значение для художников, фотографов и других людей, создающих изображения. Исходная посылка этой книги состоит в том, что способ, которым вы построите композицию фотографии, повлияет на ее восприятие. Хотя с этим молча мирятся деятели всех видов изобразительного искусства, точное определение всех «как» и «почему», связанных со зрительским вниманием, затруднено из-за недостатка информации. По традиции художественные и фотографические критики на основе личного опыта и эмоций строят предположения о том, что зритель может и должен почерпнуть из картины, но этот вопрос серьезно изучался только в последние несколько десятилетий. Отслеживание движения глаз дает экспериментальное свидетельство того, как люди наблюдают реальную картину или изображение. Огромный вклад в изучение этого вопроса сделал в 1967 году Альфред Л укьянович Ярбус, проведший ряд успешных исследований особенностей зрительного восприятия.

    Теперь мы знаем, что, когда человек на что-то смотрит, глаза сканируют изображение быстрыми скачками, переходя от одной точки интереса к другой. Такие движения глаз известны как саккады. Одна из причин этого явления в том, что на сетчатке глаза только ее центральная ямка имеет высокое разрешение и последовательность саккад позволяет мозгу собрать в кратковременной памяти полную картину. Саккадические движения глаз можно отслеживать, регистрируя так называемый сканирующий путь. При наложении затем на объект рассматривания - такой, как фотография - он показывает, как и в каком порядке зритель сканировал изображение.

    Все это происходит так быстро (саккады длятся от 20 до 200 миллисекунд), что люди не осознают, каким образом они смотрят на веши. Однако исследования показывают, что существуют различные типы смотрения, зависящие оттого, что зритель ожидает получить в процессе. Существует спонтанное смотрение, когда зритель «просто глядит», не имея никаких конкретных намерений. Пристальный взгляд обусловлен такими факторами, как новизна, сложность и несообразность. В случае с фотографией взгляд привлекают такие вещи, которые вызывают интерес, и такие части изображения, которые содержат информацию, полезную для его осмысления. Визуальный вес, как мы уже убедились, играет важную роль; дело в том, что на спонтанное смотрение также влияют «накопленные знания», к которым, помимо прочего, относится знание о том, что глаза и губы весьма много говорят о настроении и поведении изображенного человека.

    Второй тип смотрения - целенаправленное, когда зритель старается что-то отыскать или получить специфическую информацию от изображения или реальной картины. Что до смотрения на фотографию, мы можем предположить, что зритель занимается этим по собственному выбору и, вероятно, ради определенного удовольствия или развлечения (или в надежде, что фотография это ему даст) - это важное начальное условие. Следом идут ожидания зрителя. Например, если при первом взгляде он видит на изображении что-то необычное или непонятное, то наверняка будет пристально рассматривать в поиске информации, которая объяснит, что к чему. Классическое исследование этого явления было проведено Ярбусом в 1967 году, в ходе которого картина, изображавшая посетителя, вошедшего в гостиную («Не ждали» Репина - Пер.), показывалась вначале без каких-либо инструкций, а затем с шестью разными вопросами, в том числе о возрасте персонажей картины. Сканирующие пути глаз участника эксперимента отличались в зависимости от вопроса, который он слышал.

    Другое исследование в этой области показывает, что большинство людей сходятся во мнении о том, какие части той или иной картины самые информативные, но на это всегда влияет индивидуальный опыт (благодаря накопленным знаниям сканирующие пути каждого индивида становятся уникальными). Большинство живописцев и фотографов считают, что они в какой-то степени способны контролировать то, как другие люди рассматривают их произведения (собственно, в этом и состоит тема данной книги), и исследования это подтверждают, в частности, один эксперимент (Хансен и Стовринг, 1988), входе которого художник объяснял, каким способом он хотел побудить зрителей рассматривать его работы, и последовавшее отслеживание движений глаз показали, что он был в основном прав. Еше один эксперимент показал, что сканирующий путь, возникающий при первом взгляде, занимает около 30% времени смотрения и что большинство зрителей затем повторяют его - заново сканируют изображение тем же путем вместо того, чтобы уделить это время исследованию других частей картины. Иными словами, большинство людей мгновенно решают, что, по их мнению, является важным и интересным на изображении, и рассматривают соответствующие части.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Открытие ...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru