Баланс в композиции


    Баланс в композицииКонцепция баланса лежит в основе теории композиции. Баланс - это снятие напряжения, равнодействующая сила, создающая равновесие композиции и вызывающая у зрителя чувство гармонии. То, что взгляд старается уравновесить одну силу другой - это фундаментальный принцип визуального восприятия. Баланс - это гармония, разрядка, состояние, интуитивно воспринимаемое как эстетически приятное, В этом контексте на баланс может влиять любой элемент фотографического изображения. Если рассматривать, скажем, два сильных места некоей фотографии, то центр кадра станет ориентиром, относительно которого мы визуально определяем их позицию. Если диагональная линия на фотографии создает сильное ощущение движения в одном направлении, то глаз осознает потребность в ощущении движения в противоположную сторону. Если глаз наблюдает поочередный или одновременный цветовой контраст, то зрительное восприятие направляется на поиск компенсирующих добавочных оттенков.


    Обычно, когда речь идет о балансе сил на фотографии, аналогии берут из физического мира: притяжение, рычаги, вес и точка опоры. Эти аналогии имеют право на существование, поскольку взгляд и разум демонстрируют реальную, объективную реакцию на баланс, которую можно описать законами механики. Мы можем придумывать и другие физические аналогии, например, представляя изображение как поверхность, уравновешивающуюся в какой-то точке чем-то вроде весов с чашами. Если мы добавим что-нибудь на одной стороне изображения - т.е. не в центре, - то оно становится разбалансированным и мы чувствуем потребность исправить это. Не важно, идет ли речь о массах тона, цвета, о расстановке деталей или о чем-то еще. Задача в том, чтобы найти визуальный центр тяжести.

    Размышляя в таком ключе, можно выявить два разных типа баланса. Первый - симметричный или статичный; второй - динамический. При симметричном балансе расстановка сил центрирована - все равномерно расположено вокруг центра изображения. Создать его можно, поместив объект снимка прямо в центр рамки. По нашей аналогии с весами объект находится прямо на точке опоры, в центре тяжести. Еще один способ достичь такого же статичного баланса - поместить два равновесных объекта по сторонам от центра, на равном расстоянии от него. Несколько изобразительных элементов, равномерно расположенных вокруг центра, дают такой же эффект.

    При визуальном балансе второго типа противодействуют массы и силы, неравные друг другу, тем самым оживляя изображение. На весах крупный объект может быть уравновешен малым, если последний расположен достаточно далеко от точки опоры. Аналогичным образом малый изобразительный элемент может успешно противостоять доминирующему, будучи помещенным ближе к краю рамки. Противоборство сторон - условие создания баланса в большинстве случаев. Конечно, это - тип контраста. Таковы основные правила визуального баланса, но к ним нужно относиться с осторожностью. Пока что мы лишь описывали, как действует баланс в простых обстоятельствах. На многих фотографиях взаимодействует множество элементов, и вопрос баланса может быть решен только интуитивно. в соответствии с тем, что кажется правильным. Аналогия с весами прекрасно подходит для объяснения идеи, но я бы однозначно не рекомендовал использовать ее на практике в качестве руководства для создания сбалансированной композиции.

    А нужен ли баланс элементов в композиции? Безусловно, взгляд и мозг нуждаются в равновесии, но его достижение не обязательно является задачей художника или фотографа. Если бы за определение хорошей фотографии мы признали создание изображений, вызывающих ощущение покоя и комфорта, то снимки были бы очень скучными. Экспрессивные изображения отнюдь не всегда бывают гармоничными, как вы можете видеть на примере многих иллюстраций в этой книге. Этот вопрос лежит в основе многих решений о композиции, и не только очевидных - например, где расположить фокус интереса, - но и в какой степени создать напряжение или гармонию. В конечном итоге выбор зависит от человека, а не определяется видом или объектом. К поставленному здесь вопросу мы еще вернемся.

    В композиции изображения на противоположных полюсах находятся симметрия и децентрирование. Симметрия - это пример особого, очень строгого и совершенного баланса, при этом не обязательно удобовоспринимаемого. Когда фотограф наблюдает различные естественные сцены, он редко сталкивается с симметрией. Для этого вам понадобилось бы специализироваться на объектах, воплощающих принципы симметрии,таких как архитектура или морские раковины. По этой причине симметрия может быть привлекательной, если использовать ее иногда. Чтобы иметь успех, симметричная композиция должна быть абсолютно точной. Мало что выглядит неряшливей, чем изображение, которое лишь почти, а не полностью симметрично.

    Теперь нам следует посмотреть, как работает напряжение в несбалансированной композиции. Здесь механика гораздо более сложная, чтобы ее можно было объяснить с помощью аналогии с весами. Хотя глаза и мозг ищут баланса, было бы неверно предположить, что, когда его преподносят на блюдечке, это хорошо. Занимательность любого изображения прямо пропорциональна количеству усилий, которые требуется предпринять зрителю, и слишком совершенный баланс мало что оставляет глазу, над чем можно поработать. Таким образом, динамический баланс чаше всего интереснее чем статический. Помимо этого, при отсутствии равновесия глаз старается его создать. В теории цвета - это процесс, осуществляемый при последовательном или одновременном контрасте.

    Процесс создания равновесия зрительных сигналов начинается при рассматривании любой фотографии с децентрированной композицией. Попытки компенсировать очевидную ассиметричность изображения - процесс, вызывающий визуальное напряжение, и он может быть чрезвычайно полезным, если вы хотите придать снимку больше динамики. Это поможет привлечь внимание к участку общего плана, который в ином случае был бы малозаметным.

    Второй фактор, задействованный в композиции децентрированных изображений, - логика. Чем сильнее ассиметричность, тем в большей степени зритель ожидает найти резон для нее. По крайней мере теоретически, человек, рассматривающий такое изображение, будет в большей степени готов изучить его повнимательнее для выяснения правомерности ассиметричности. Правда, предупреждаю вас, что децентрированная композиция вполне может показаться надуманной. Наконец, принимая решение о балансе, нужно учитывать содержательную сложность многих изображений. Чтобы вы могли получить наглядное представление о композиции.

    БАЛАНС И ТЯЖЕСТЬ
    Стремление применять опыт ощущения силы тяжести к изображениям и рамкам свойственно всем. Вертикальные линии выражают притяжение вниз, между тем как горизонтальные основы представляют собой поддерживающую плоскость. Вероятно, поэтому доминирующий элемент часто помещается в рамке ниже, особенно в случае с вертикальной рамкой. Художник и педагог Морис Де Саусмаре так написал о помещении вертикали над горизонталью: «Вместе они дают удовлетворительное и однозначное ощущение, возможно, потому, что символизируют человеческий опыт абсолютного баланса - прямого стояния на ровной поверхности».

    ПРОПОРЦИИ, ГАРМОНИЯ и БАЛАНС
    Вера в существование естественных идеальных пропорций восходит ко временам пифагорейцев, в мышлении которых доминировала математика, но имела место и мистика. Их ключевое убеждение состояло в том, что реальность упорядочена в числовой форме. Рассуждая о создании Вселенной, Штобеус писал: «Вещи схожие и однородные не нуждаются в гармонии, но вещи непохожие и разного рода нуждаются в скреплении гармонией, чтобы они могли существовать вместе в упорядоченной Вселенной». Например, в музыке, чтобы звукоряд давал гармоничное (приятное) звучание, он должен содержать звуки с сообразными, пропорциональными высотами. Идею естественной гармонии можно продолжить в других областях, таких как визуальные пропорции. Грек Аристид (530-468 до н. э.) написал о живописи, что «она бессильна без помощи чисел и пропорций: именно посредством чисел получаются пропорциональные величины фигур и сочетания цветов, которые и делают картину прекрасной». Тем не менее в истории искусства неоднократно случались конфликты между теми, кто искал вдохновения в математическом, гармоничном порядке, и теми, кто считал его сухим, стерильным и удушающим воображение - как, например, поэт и художник Уильям Блейк.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Мероприят...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru