Дугообразные линии
Пока нас интересовали только прямые линии. Дуги имеют совершенно другие качества - как в геометрическом плане, так и в плане выразительности. Уникальное свойство дуги заключается в том, что для нее характерно прогрессирующее изменение направления и потому, казалось бы, не подлежит прямому сравнению с горизонтальными или вертикальными кромками рамки. Однако многие дуги бывают ориентированы преимущественно в том или ином направлении, как можно увидеть на примерах, показанных напротив; помимо этого по касательной к дуге может быть направлена череда отрезков прямых линий, расположенных под изменяющимся углом друг к другу. Таким образом, дуги все-таки взаимодействуют с прямыми линиями на изображении.
Подробнее...
Вертикальные линии
Вертикаль - второй основной компонент рамки. Для единичной вертикальной формы по понятным причинам более подходит вертикальный формат, а не горизонтальный. Однако группа вертикальных форм приобретает горизонтальную структуру, как видно на фотографии стоящих гребцов напротив; здесь горизонтальная рамка позволяет лучше показать эту группу. Вертикальная линия также является главным компонентом изображения человеческой фигуры или дерева. Ее направление совпадаете направлением вектора силы тяжести или противоположно ему. Без ассоциации с поддерживающей основой, характерной для горизонтальной линии, вертикальная линия обычно в большей степени дает ощущение скорости и движения - либо вверх, либо вниз. Видимые отвесно с низкой точки съемки, они при подходящих обстоятельствах словно противостоят зрителю.
Подробнее...
Несколько пунктов
Как только добавляется хотя бы еще один пункт, простота утрачивается. Два доминирующих элемента в кадре создают размерность дистанции, соизмеримость частей кадра. Сила взаимодействия между двумя пунктами зависит от степени их доминантности и от того, насколько однороден фон. Приведенные примеры достаточно просты, но в сложных изображениях добавочные элементы картины ослабляют взаимодействие двух пунктов. Взгляд побуждается к движению от одной точки к другой и обратно, и две точки всегда соединяет незримая линия - самый важный динамический фактор на изображении с двумя точками. Она взаимодействуете горизонталями и вертикалями кадра и также имеет направление, которое зависит от различных факторов. Но чаще всею линия идет от сильного пункта к слабому или к тому, который ближе к краю.
Подробнее...
Словарь композиции составлен из того, что мы называем геометрическими элементами, двумерными формами, находящимися внутри кадра. В классической теории композиции, применяемой в живописи и иллюстрировании, не так уж трудно отделить геометрические элементы на бумаге от реальных объектов, изображаемых с их помощью. Живопись и иллюстрирование не предполагают непременного соблюдения принципов реализма, так что в этих видах изобразительного творчества абстрактная трактовка базовых элементов для зрителя абсолютно приемлема. Однако в фотографии далеко не все позволительно. Мы вновь возвращаемся к ее уникальному свойству - фотография всегда изображает реальные вещи. Фотографические отпечатки - это совсем не то, что начертано рукой. Они всегда показывают то, что реально существовало. Этот факт вовсе не исключает идеи геометрических элементов, но затрудняет возможность их применения.
Подробнее...
Мы и первую очередь смотрим на то. что нам интересно, и когда мы начинаем что-либо рассматривать, будь это реальный вид или изображение, мы прикладываем к делу «накопленные знания», появившиеся у нас с опытом. Недавние исследования процессов восприятия это подтверждают; психологи Диана Дойч и Антони Дойч в 1963 году выдвинули концепцию «взвешивания важности» (importance weightings) как главного фактора зрительского внимания. Взвешивание важности влияет на процесс восприятия фотографии, поскольку, помимо композиции, определенные типы содержания привлекают взгляд сильнее, чем другие. Разумеется, выделить характерные черты такого содержания трудно, но существует ряд полезных обобшений. Определенные объекты могут привлекать людей сильнее, чем другие, либо потому, что мы научены ожидать от них получения большей информации, либо потому, что они воздействуют на наши эмоции и желания.
Подробнее...
|
|