Один из парадоксов зрительного восприятия заключается в том, что в то время как изображение, проецируемое на сетчатку глаза, подчиняется законам оптики и потому дальние объекты выглядят меньше по размеру, чем ближние, мозг человека, при наличии ориентиров, знает их настоящий размер. И в процессе наблюдения человек воспринимает обе реальности - далекие объекты малого размера и одновременно - их же в полном масштабе. То же самое происходит в случае с линейной перспективой. Параллельные края дороги, уходящей вдаль, оптически сходятся вместе, но в то же время воспринимаются как прямые и параллельные.
Подробнее...
Композиция - это организация, упорядочивание всех возможных элементов изображения внутри рамки. Композиция в фотографии основана на тех же принципах и подчинена тем же законам, что и композиция в любом другом виде изобразительного искусства. И риск здесь тот же самый: детальное изложение на бумаге техники построения композиции может навести на ошибочную мысль о существовании догматического свода обязательных правил. Однако очень важно относиться к принципам построения композиции как к результату изысканий, позитивному опыту других людей, определенному умонастроению и способам совокупно использовать имеющиеся ресурсы. Удачная композиция редко когда основывается на скороспелых решениях.
Подробнее...
Мы уже видели, что некоторые из базовых элементов обладают большей энергией, чем другие, например, диагонали. Некоторые композиционные решения также более динамичны; ритм создает импульс силы и активность, а децентрированное расположение объектов вызывает напряжение, когда глаз пытается создать собственный баланс. Однако вместо того чтобы думать об изображении как о сбалансированном или несбалансированном, мы можем размышлять о нем в плане его динамического напряжения. По сути, это использование энергии, присушей различным структурам, для поддержания внимательности взгляда и его движения от центра фотографии в противоположность статичному характеру строгих композиций.
Подробнее...
Гештальт-психология возникла в Австрии и Германии в начале XX века, и хотя некоторые ее постулаты (например, идея, что видимые объекты образуют похожие следы в мозге) давно отвергнуты, она переживает возрождение благодаря ее подходу к распознаванию зрительных образов. Современная гештальт-теория придерживается целостного подхода к восприятию, основываясь на принципе, что целое значительнее суммы его частей, и концепции, что при наблюдении целого вида или изображения разум совершает резкий скачок от распознавания отдельных элементов к пониманию образа в целом. Вначале может показаться, что признание большей значимости целостного образа и его внезапное, интуитивное восприятие противоречат знаниям о том, как мы смотрим на изображения.
Подробнее...
Окружности и прямоугольники
Перейдем к рассмотрению других базовых форм - окружностей и прямоугольников. На фотографиях они, как правило, встречаются реже и реже выбираются для композиции. Как и треугольники, они более интересны, будучи подразумеваемыми, - когда форма намечается, а не представлена в готовом виде. В отличие от треугольников и линий, окружности не так просто выявить, так как они должны быть почти законченными и иметь очень точную, узнаваемую форму. Тем не менее они все-таки встречаются часто - как естественные, так и рукотворные. В природе такие веши, как цветок или пузырь, образуют окружность. Для композиции изображения окружность ценна тем, что она создает заключающий эффект. Окружность содержит вещи, помещенные внутри нее, и увлекает взгляд внутрь себя, поэтому она и полезна в заранее скомпонованных фотографиях, особенно в натюрмортах, когда фотограф волен сооружать композицию с чистого листа.
Подробнее...
|
|