Цифровая или плёночная фототехника
Верность пленочным камерам
Многие фотографы-натуралисты, как любители, так и профессионалы, потратили в свое время немалые средства для того, чтобы собрать многофункциональную систему для работы с пленкой. Вполне естественно, что некоторые не слишком охотно совершают полный переход к цифровой технике, в особенности сейчас, когда технологии переживают переходную фазу и цифровая техника лишь немногим лучше, чем 35-мм пленка. Верность пленке, однако, не мешает нам совершать вылазки в царство цифровой фотографии. Снимки, сделанные на пленке, можно сканировать, сохраняя в файлах любого размера, и, начиная с этого, вы можете обращаться с ними так же, как с оригинальными цифровыми снимками.
Возможно, этот метод является наилучшим стартом для фотографов, которые только начинают общение с цифровой техникой; в данном случае перед ними раскрываются преимущества как цифровой, так и пленочной технологии. Сканеры - чрезвычайно популярные приборы среди пользователей пленки 35 мм, ведь это самый доступный способ получения цифровых копий ваших снимков. Если вы не стремитесь к полному совершенству в качестве, возможно, вам подойдут многие из недорогих сканеров. Однако Nikon и Minolta производят и высококлассные сканеры 35-мм пленки, которые помогут вам получить результат профессионального качества.
Для пользователей среднего формата выбор сканеров значительно ограничен. И Minolta, и Nikon выпускают пленочные сканеры, позволяющие работать со средним форматом, однако стоят они значительно дороже, чем такие же сканеры для 35-мм пленки. Если вы работаете профессионально, сотрудничество с лабораторией для сканирования ваших снимков будет, на мой взгляд, наилучшим решением. Я уже привык к тому, что отправляю слайды среднего формата в местную лабораторию для сканирования, и всегда бываю очень доволен результатами. Снимки сканируют на одном из самых современных сканеров Kodak, возвращая их мне на дисках Kodak профессионального качества. Они годятся для хранения в архиве, иными словами, снимки могут храниться на диске в течение примерно 50-100 лет с учетом того, что вы будете держать их в необходимых условиях. Профессиональная лаборатория сможет отсканировать снимки и перевести в файл любого указанного вами размера. Сканирования в файл размером 60-70 Мб более чем достаточно для использования в большинстве изданий. Такого качества достаточно и для печати снимков дома на струйном принтере - вплоть до размера A3.
С точки зрения профессионала, переход к цифровой технике может означать значительную экономию пленки и снижение расходов на обработку. Это избавляет от необходимости создавать слайды-дубликаты ценных оригиналов, а также спасает от бесконечных часов разбора и каталогизации потока обработанной пленки. Вы можете выслать по электронной почте вашему клиенту снимки с низким разрешением для предварительного просмотра либо загрузить их на веб-сайт для просмотра через несколько минут из любой части света.
Цифровая техника нередко открывает много новых способов демонстрации и рекламы вашей работы. Если вы профессионал и продаете вашу работу сами или при помощи агентства, следует обязательно помнить, что недорогие цифровые камеры в пределах 6 мегапикселей не позволят получить файлы достаточно большого размера, чтобы сделать снимок размером А4. Canon EOS IDs и Kodak Pro SLR/n на момент написания статьи являются одними из дорогостоящих профессиональных камер, которые позволят вам получить файлы в размере, адекватном для удовлетворения требований издательской индустрии, хотя появление Mamiya 2D, D2X от Nikon и EOS ID Mark II от Canon расширят имеющийся выбор. Тем не менее значительная цена этих камер оставляет их далеко за пределами возможностей значительного большинства фотографов.
Многие крупные агентства в идеале желают получать файлы в размере от 40 до 50 Мб, что соответствует размеру A3. Однако если вы всего лишь хотите получить хорошие снимки с высоким разрешением для личного использования, вам прекрасно подойдет 6- или 8-мегапиксельная цифровая зеркальная камера. Возможно, вам потребуется вложить деньги в приобретение ноутбука и цифрового проектора, но даже лучшие из цифровых проекторов по качеству не сравнимы с хорошим профессиональным 35-мм проектором для слайдов. Canon и Nikon являются лидерами цифровой технологии, однако другие серьезные компании, включая Olympus, Sigma и Fuji, также заслуживают рассмотрения, если вы лишь вступаете в мир цифровой фотографии и работаете В пределах ограниченного бюджета.
В настоящее время мне принадлежат две цифровые камеры: это Nikon D100, 6.1 мегапикселей, и Kodak Pro SLR/ nx, 14 мегапикселей. Kodak Pro SLR - цифровая зеркальная 35-мм камера с самым высоким разрешением на момент написания этой статьи, хотя Nikon только что анонсировал долгожданную замену камеры D1X. Новая модель D2X имеет 12-мегапиксельный сенсор. Canon предлагает новую IDs Mark II с разрешением матрицы 16 мегапикселей.
Личное мнение
Моим предпочтением на настоящий момент по-прежнему остается средний формат; присущая ему большая площадь кадра позволяет получать улучшенный масштаб воспроизведения и большее увеличение готового снимка, причем с превосходными результатами, если пользоваться этим форматом правильно. Использование обеих систем является, пожалуй, самым удачным решением для большинства фотографов, включая и меня. Это позволяет учиться постепенно, облегчая общение с цифровой технологией.
Многие из производителей среднеформатных камер прекрасно понимают, что развитие цифровой технологии привело к снижению объема их продаж. Они также осознают необходимость реагировать на данную угрозу, если им хочется выжить на рынке с высоким уровнем конкуренции. Mamiya, например, имеет превосходную репутацию благодаря новаторским технологиям высокого класса. Эта компания выпустила первую цифровую зеркальную камеру среднего формата с внушительным 22-мегапиксельным сенсором. Все выпускаемые объективы и аксессуары от Mamiya 645 AFD полностью совместимы с новой разработкой, и это важный фактор для фотографов, уже использующих эту камеру. В продаже имеется также 2.2-мегапиксельный цифровой задник, интегрируемый с AFD, что позволит фотографу выбирать между пленочной и цифровой съемкой. Без сомнения, это должно заинтересовать ландшафтных фотографов, которые хотят работать с обеими системами.
Многие из независимых компаний, такие, как Leaf и Phase One, выпускают высококачественные цифровые задники, которые совместимы с большинством популярных среднеформатных систем, таких, как, например, Mamiya 645 и Hasselblad HI. Качество снимка, получаемого любой из новейших цифровых камер среднего формата, все же лучше, чем качество снимка с любой из имеющихся в настоящее время 35-мм цифровых зеркальных камер высокого разрешения от Kodak или Canon. Kodak заявляет, что камера DCS Pro SLR/n сближается по качеству со средне-форматной, но в действительности это не вполне так, поскольку площадь кадра у формата 645 в 2,7 раз больше, чем у 35 мм. В целом, несмотря на то что стоимость некоторых известных цифровых моделей понемногу снижается, многие камеры все еще не по карману значительному большинству профессиональных фотографов.
Я располагаю цифровой камерой, но меня очень беспокоит будущее хранения электронных снимков и совместимость носителей данных с прежними технологиями. Все это может быстро перемениться в не столь уж отдаленном будущем. Однако до того дня я буду продолжать использовать обе технологии.
Цифровая фототехника и цифровые файлы предоставляют множество преимуществ; эти файлы в течение нескольких минут можно пересылать по электронной почте, устанавливая конкретное разрешение для распечатывания. Кроме этого, вы избавлены от необходимости тратиться на сканирование и хранить ценные слайды. Однако мне нравится держать в руках слайд и просматривать его с помощью лупы, а не доверять все мои лучшие снимки сочетанию пикселей, хранимых на электронном носителе, над которым я к тому же практически не властен.