Сравнительный анализ Canon EOS 5D Mark III и Nikon D800

ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
После того, как компания Nikon объявила о выпуске D800 -полнокадровой модели с 36,6 мегапиксельной матрицей, 22,3 мегапикселя на сенсоре 5D Mark Ш, представленного тремя неделями позже, казались неким атавизмом. Судите сами. Разрешение матрицы D800 увеличилось втрое по сравнению с предшествующей моделью D700. В то время как 5D Mark III увеличил этот показатель всего на 1,2 мегапикселя по отношению к 5D Mark II. Однако Mark III опережает по разрешению матрицы топовую модель линейки профессиональных моделей - 18,1-мегапикселную зеркальную фотокамеру Canon EOS-1D X. Благодаря восьмиканальному считыванию и процессору обработки изображений DIGIC 5, фотокамера Mark III снимает в непрерывном режиме 6 к/с. Процессор EXPEED 3, которым оснащена D800, способен снимать со скоростью 4 к/с. Учитывая количество пикселей, не удивительно, что фотокамера от Nikon имеет меньший диапазон светочувствительности (ISO 100-6400) по сравнению с ближайшей конкуренткой. Диапазон светочувствительности матрицы Mark III составляет ISO 100-25600. Обе камеры имеют функции расширения диапазона от ISO 50 до ISO 25600 в D800 и ISO 102400 в 5D Mark III. Это говорит о том, что модель от Canon является лучшим вариантом для съёмки в условиях недостаточного освещения. Уровень шума будет нами проанализирован особенно тщательно.
В моделях 5D реализован интереснейший режим HDR, который позволяет сделать снимок из трёх исходных кадров, снятых с разной экспозицией. При этом исходники сохраняются отдельно в форматах RAW или JPEG. Аналогичная функция HDR в D800 сохраняет только итоговое изображение. И Canon, и Nikon оснащены двумя портами для карт памяти CF и SD/ SDHC/SDXC. Владельцы «зеркалок» с матрицей формата APS-C будут несколько удивлены тем, что Canon не считает необходимым наличие встроенной вспышки в полнокадровых моделях зеркальных камер. Nikon в этом отношении более щедр. D800 оснащена встроенной вспышкой. Она также может выступать в качестве ведущей для беспроводного управления внешними совместимыми вспышками.
ДИСПЛЕЙ - ДЕЛО ТОНКОЕ
И Canon, и Nikon оснастили свои полнокадровые модели большими, яркими 3,2-дюймовыми дисплеями. Однако разрешение экрана 5D Mark III составляет 1040000 пикселей по сравнению с 921000 пикселей в D800. Полость между экраном и защитным стеклом заполнена оптической смолой для минимизации отражений. Дисплей Canon отлично справляется с отсечением отражений, но при наведении на резкость вручную дисплей D800 использовать удобнее. Скорее всего, дело здесь не только в разрешении самого экрана. Ведь изображения более высокого разрешения не требуют большого увеличения, чтобы оценить резкость. Таким образом, на водясь вручную по ЖКД в режиме Live View, с камерой D800 мы достигли лучших результатов, прилагая при этом меньше усилий. Однако с цветопередачей дисплея фотокамеры от Nikon возникла проблема. Дело в том, что экран при съёмке и просмотре отснятого материала даёт избыточный зелёный, что в определённых случаях может привести к нежелательным последствиям. Эту особенность необходимо учитывать при оценке цветопередачи.
КОНСТРУКЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Обе фотокамеры отличаются высоким качеством сборки и разработаны для эксплуатации в сложных условиях. Компания Canon заявляет, что 5D Mark III защищена от непогоды лучше, чем Mark II, и по этому показателю приближается к EOS 7D. Однако затвор D800, рассчитанный на 200000 срабатываний, должен пережить затвор Mark III, ресурс которого составляет 150000 циклов. Камеры обоих производителей сконструированы таким образом, чтобы пользователи системы могли быстро адаптироваться к управлению новыми моделями. Однако наличие таких функций, как Live View и видеозапись требуют разработки новых подходов к организации системы управления.
ВИДЕОСЪЁМКА
Обе камеры теста оснащены переключателем между фото- и видеосъёмкой в режиме Live View. На 5D Mark III кнопка Start/Stop окружена переключателем режима Live View с тем, чтобы при его включении начинать или останавливать съёмку видео. D800 оснащена отдельной кнопкой для активации видеозаписи, которая находится рядом с кнопкой спуска затвора. Такое расположение немного странно, поскольку при съёмке видео пользователь будет смотреть на дисплей, расположенный на задней панели.
СИСТЕМА ББ И ЦВЕТОПЕРЕДАЧА
В условиях естественного освещения обе фотокамеры теста делают изображения с естественной цветопередачей. Система ББ 5D Mark III тяготеет к тёплым оттенкам. А вот автоматика ББ D800 больше склоняется к холодным. Эти незначительные отличия становятся более заметными при сравнении снимков обеих фотокамер. Цветопередача естественнее и насыщеннее при съёмке в низкой светочувствительности. На высоких значениях ISO при слабом освещении теряется плавность градации оттенков, особенно красного.
ЭКСПОЗАМЕР
Высококачественные системы экспозамера обеих фотокамер показали отличные результаты в большинстве ситуаций. Однако ни на одну из них нельзя полностью положиться. Например, система замера 3D Colour Matrix Metering III с датчиком в 91000 пикселей, которыми оснащена D800, склонна к передержке в любых условиях освещения, фотографируя велосипедиста в пасмурную погоду, пришлось вводить отрицательную экспокоррекцию в 2/3 EV. Большинство ошибок в определении экспозиции 5D Mark III возникают, когда точка автофокусировки попадает на чёрную или белую области, а не на нейтрально серую. В таких случаях снимки получаются недо- или передержанными. Ни одна из вышеописанных проблем не создаёт особых трудностей, просто их нужно учитывать при съёмке.
ШУМЫ И ДЕТАЛИЗАЦИЯ
Матрица с разрешением 36.3 мегапикселя, которой оснащена Nikon D800, может запечатлеть невероятное количество деталей. Фактически, наши тесты показали, что по этим показателям D800 не намного отстаёт от среднеформатной камеры Pentax 645D с40-мегапиксельной матрицей размером 44x33 мм. Мы ожидали, что такое невероятное количество пикселей приведёт к большому уровню шумов. Однако инженерам Nikon удалось решить и эту проблему. Тщательное исследование изображений, сделанных обеими фотокамерами, показало, что уровень шума зависит от правильности работы автоматики ББ и от яркости исследуемой области. Даже когда уровень светочувствительности достигает ISO 6400, изображения, снятые обеими фотокамерами, смотрятся весьма неплохо. Однако с падением яркостей цветовой шум становится проблемой, особенно в тенях. Изображения, снятые 5D при низкой освещённости и максимальной светочувствительности (ISO 102400), характеризуются высоким уровнем шумов.
Сравнивая снимки формата JPEG от обеих камер, сделанные при ISO 25600 с включённой функцией шумоподавления в режимах Normal или Standard, мы убедились, что D800 более «шумная» камера. Однако снимки 5D Mark III содержат меньше деталей и менее чёткие. Это хорошо видно при 100% рассмотрении изображений на экране ПК. С отключённой функцией шумоподавления и при съёмке в RAW на высоких значения ISO, изображения от двух камер теста сильно отличаются друг от друга. Снимки, сделанные 5D, характеризуются заштрихованной структурой, а фотографии D800 страдают от большого количества цветового шума. Однако, если разумно использовать диапазон светочувствительности, можно достичь приличных результатов. Заметим, от ISO 6400 и ниже снимки обеих фотокамер мало чем отличаются, кроме размера, разумеется RAW-файлы содержат больше деталей и требуют индивидуального подхода к обработке каждого изображения. Пользователи D800 будут разочарованы, поскольку входящее в комплект поставки ПО View NX 2 не способно обрабатывать RAW. Поэтому придётся или покупать Capture NX 2, или пользоваться Adobe Camera Raw, чтобы уменьшить количество шумов на снимках.
АВТОФОКУСИРОВКА
На бумаге система автофокусировки 5D Mark III выглядит гораздо более впечатляюще. 61 точка АФ, 41 из которых крестообразного типа, против 51 точки (15 крестообразных) в D800. На практике же дополнительные 10 точек АФ не дают особого преимущества, и обе фотокамеры прекрасно справляются со съёмкой динамичных сцен. Владельцы камер с матрицами APS-C-формата или системных камер (CSC) обязательно заметят, что в обеих полнокадровых моделях все точки АФ сгруппированы вокруг центральной зоны кадра. Поэтому наводиться по объекту у края кадра неудобно. Система АФ Nikon Multi-Cam 3500 FX имеет то ощутимое преимущество, что все центральные 11 точек АФ работают вплоть до значения диафрагмы f/8. Это означает, что система АФ сохраняет свою функциональность, например, с объективом 200-400 мм f/4 и установленным на него 2х телеконвертером (ФР и диафрагма увеличиваются вдвое - 400-800 f/8). Если бы установить такую оптику на 5D Mark III, то система АФ не функционировала бы должным образом. Это особенно важно для фотоохотников, которые часто пользуются телеобъективами.
ЧТО нового?
Система АФ 5D Mark III претерпела серьёзные изменения по сравнению с системой АФ 5D Mark II. Она получила отдельный раздел в меню для размещения новых параметров. Тем не менее, появилась возможность настроить работу автофокуса камеры под определённые задачи: отслеживания чувствительности точек АФ и ускорения/замедления отслеживания движущихся объектов и т.д. Аналогичные возможности тонкой настройки работы системы автофокусировки есть и в D800. Но здесь система меню организована проще и понятнее, что сказывается на удобстве управления.
КАКУЮ КАМЕРУ ВЫБРАТЬ?
Сanon EOS 5D стала первой в мире полнокадровой камерой, рассчитанной на фотографов-энтузиастов. С выходом Mark II фотографы не пришли в восторг, поскольку новшеств было немного. Но отличная функция видеосъемки всё-таки сделала эту модель популярной. Mark 3 основывается на достижениях своих предшественников и новой технологии замера экспозиции iFCL и мощном процессоре последнего поколения DIGIC 5, который используется и в других топ-моделях. Камера делает отличные, чёткие и богатые деталями снимки. Если бы Nikon D800 не существовало, то разрешения матрицы 5D Mark III было бы более чем достаточно для большинства пользователей. Но 36-мегапиксельный D800 существует. Опасения по поводу шумов оказались преувеличенными. Матрица D800 обладает широким динамическим диапазоном, и он при этом дешевле.
Однако нужно учесть тот факт, что снимки D800 всё-таки более шумные при съёмке в условиях недостаточного освещения (особенно при искусственном), и скорость непрерывной съёмки ниже. Это делает камеру от Nikon менее универсальной, чем 5D Mark III. Нам показалось, что инженеры Canon при разработке этой модели яснее представляли себе, как профессионалы и энтузиасты используют фотокамеру. Это касается некоторых функций, например, HDR, и особенностей управления (размещение кнопки включения видеозаписи). Обе камеры очень хороши, и сделать выбор между ними непросто. Вероятно, решение будет зависеть от предпочтений фотографа (удобство удержания, размещение кнопок и т.д.) и от того, что именно предполагается снимать. Те, кто нуждается в универсальной фотокамере или в камере для съёмок спорта или в условиях слабой освещённости, скорее всего, отдадут предпочтение 5D Mark III. А фотографы, работающие в основном при хорошем свете, которым нужны большие снимки с максимальным количеством деталей (пейзаж, натюрморт, макрофотография...), найдут D800 лучшим выбором.