Градиентный фильтр Marumi GC-Gray 77mm - впечатления от использования

Оказалось, что купить градиентный фильтр диаметром 77 мм совсем непросто, по крайней мере, в Нижнем Новгороде. Ни в одном близлежащем фотомагазине такого фильтра не нашлось, поиск по местным интернет-магазинам тоже не увенчался успехом. Попытка заказать доставку фильтра из Москвы тоже ничего не дала - "в настоящее время товара нет в наличии, но как он появится, мы вам обязательно сообщим". Но, видимо, бог услышал мои мольбы и градиентный фильтр был найден, причем, в самом неожиданном месте - в магазине Ситилинк, это такой большой магазин самообслуживания, продающий в основном бытовую и компьютерную технику. Когда покупал там какую-то мелочь, заодно полазил по каталогу и - о чудо! Градиентный фильтр Marumi 77mm, 1110 рублей. К сожалению, степень затемнения не была указана производителем. Простенький, безо всяких просветляющих покрытий, но мне уже так надоели поиски, что я не задумываюсь купил его...
Какие преимущества имеет градиентный фильтр при съемке пейзажа?
Действительно, какой смысл использовать затемненное с одной стороны стекло, если точно такого же эффекта можно добиться в Фотошопе при помощи фильтра "наложение градиента". В большинстве случаев, так оно и есть, но существует ряд нюансов...
1. Преимущества программного фильтра заканчиваются тогда, когда динамический диапазон матрицы меньше, чем требуется для съемки данной сцены. Особенно это касается закатов и рассветов, когда солнце светит в объектив, а земля при этом погружается в черноту. Градиентный фильтр приглушает яркость верхней части кадра и дает возможность лучше проработать низ. Таким образом, получается "впихнуть невпихуемое" - уменьшить динамический диапазон снимка и "загнать" его в динамической диапазон матрицы.
2. Даже если с динамическим диапазоном все в порядке и гистограмма у снимка "правильная", регулярно возникает желание сгустить краски и "усилить небо" в Фотошопе. И тут нас поджидает неприятный сюрприз. При обработке выбранной области изображения с целью ее "подчеркнуть", неизбежно страдает его качество. Если на оригинальной фотографии небо выглядит мягким и гладким, то при его "усилении" неизбежно появляются две вещи (особенно, при работе с форматом Jpeg 8 бит на канал) - усиливаются шумы и появляется постеризация (это когда плавный градиент превращается в "ступеньки"). Естественно, при этом уменьшается максимальный размер печати фотографии с приемлемым качеством. Градиентный фильтр помогает избавиться от необходимости подобной обработки - оригинальное фото в ней просто не нуждается.
3. То же самое касается "вытягивания" недоэкспонированной земли. Даже если съемка осуществляется на минимальной чувствительности, вытянутая из теней картинка зачастую выглядит удручающе - шумы ее буквально "сжирают". Градиентный фильтр позволяет лучше проработать темную землю, затемняя излишне яркое небо.
Во время использования фильтра было выявлено несколько особенностей, в том числе неприятных.
Самое плачевное - на 24-мм объективе стандартный фильтр с широким кольцом дает небольшое, но заметное виньетирование (на полном кадре). Я об этом догадывался, но в виду отсутствия выбора пришлось довольствоваться тем что есть. При фокусном расстоянии 28 мм, виньетирование исчезает. Если у вас объектив с фокусным расстояние 24 мм и меньше, рекомендую искать фильтр с тонким кольцом (обозначается как wide).
В большинстве случаев при съемке приходится вводить коррекцию экспозиции -1/3...-1EV, иначе земля будет слишком светлой (по крайней мере, при использовании центрально-взвешенного замера экспозиции). Фильтр состоит из двух колец и его можно поворачивать так, чтобы идеально совместить границу затемнения с линией горизонта. С одинаковым успехом можно делать горизонтальные и вертикальные снимки. При увеличении фокусного расстояния эффективность фильтра снижается, поскольку область максимального затемнения оказывается за пределами кадра. Круговой градиентный фильтр неудобен тем, что нет возможности менять "высоту" горизонта - он привязан к середине кадра. Благодаря плавному переходу возможно изменение положения горизонта в пределах центральной трети кадра, но не более. Способ решения этой проблемы есть - система сменных фильтров Cokin, когда на объектив надевается держатель для прямоугольного фильтра, который может в нем свободно перемещаться вверх-вниз, таким образом задавая положение затемненной области в кадре.
Расплачиваться за такую роскошь приходится меньшей оперативностью при съемке - прикрепить держатель, вставить в него фильтр и перемещать его в поисках оптимального положения намного медленнее, чем повернуть круговой градиентник на нужный угол. Хотя, для неторопливой творческой съемки система Cokin выглядит более предпочтительной по сравнению с круглыми фильтрами. Градиентный фильтр может быть вреден, если на переднем плане присутствуют крупные объекты, пересекающие линию горизонта (например, деревья) - их верхняя часть будет также затемнена. Если поляризационный фильтр можно носить на объективе практически не снимая и не испытывать от этого каких-то трудностей (по крайней мере, при съемке на улице), то градиентник не является фильтром для постоянного использования, лучше его накручивать на объектив тогда, когда он реально нужен.