Обзор фотокамеры Sony SLT-A99

ОСОБЕННОСТИ КАМЕРЫ
С технологическими решениями у новинки Sony SLT-A99 все в порядке, фактически это пока единственная в мире камера с матрицей 24x36 мм, обладающая электронным видоискателем и полупрозрачным зеркалом. Модель является дальнейшим продолжением скоростной Sony SLT-A77, но со всеми плюсами, которые несет с собой полный кадр. Как и положено флагманской модели, корпус у Sony SLT-A99 металлический, электроника и органы управления защищены от воздействий влаги, что с успехом было проверено на практике. Корпус имеет плавные очертания, органы управления почти не изменились по сравнению с моделью, оснащенной матрицей APS-C. Однако есть некоторые конструктивные изменения. Прежде всего - «башмак» для «системных» фотовспышек изменил свою форму и расположение контактов. Чтобы установить старые вспышки на эту камеру, придется воспользоваться недорогим переходником или приобрести новую мощную модель Sony HVL-F60 М.
Электронный видоискатель дает камере с полупрозрачным зеркалом многие преимущества. Он же накладывает и некие особенности, поэтому, если вы еше ни разу им не пользовались, то не спешите ругать или хвалить его. Электронный видоискатель обеспечивает другое видение снимаемого кадра, к нему надо привыкнуть, особенно после длительного пользования зеркальными камерами с традиционной стеклянной пентапризмой. В электронном OLED-видоискателе снимаемый сюжет кажется чуть более насыщенным и контрастным. Электронный видоискатель предупредит об ошибочно установленном цветовом балансе, визуально подскажет о необходимости ввести коррекцию, поскольку показывает не реальную картинку, а результат, который будет записан на карту памяти. Количество полезной информации, отображаемой в видоискателе, можно регулировать, в том числе независимо от основного большого ЖК-дисплея. А дисплей этот очень хорош, как и у предшественницы Sony SLT-A77. причем не только по своим техническим показателям, но и по удобству работы со штатива, в студии, с нижних точек, в режиме скрытой камеры и в режиме видеосъемки. Его можно развернуть в любую удобную для фотографа сторону.
Камера может работать с большим количеством объективов: не только современными стеклами высокого класса Zeiss и Sony, но и с пользующимися большой популярностью объективами Minolta, которых много на вторичном рынке, причем некоторые из них славятся легендарным качеством. А если установить объективы, сконструированные Sony под формат APS-C, камера сама переключится на необходимый размер кадра. Для работы электронного видоискателя требуется дополнительная энергия от аккумулятора. Во время тестовой съемки в зимний день на натуре мне удалось сделать около 500 кадров за 3 часа, прежде чем аккумулятор разрядился. Для интенсивной фотовидеосъемки, репортажа или в путешествии желательно запастись как минимум тремя полностью заряженными аккумуляторами, а еще лучше - дополнительной ручкой питания VG-C99 AM с возможностью размещения двух дополнительных батарей. Тогда камера будет поочередно получать энергию из всех трех батареек и не отключится в самый важный момент. Два слота карт памяти, размещенные в камере, свидетельствуют о ее позиционировании как инструмента для серьезного фотографа. Слот А может принимать фирменный MemoryStick Pro Duo или более традиционные для нашей страны SD-карты, слот В - только SD.
Режим скоростной серийной съемки достаточно быстр: 6 кадров в секунду. Если снимать в «тяжелом» формате RAW, буфер камеры заполняется через 2 секунды и затем скорость записи резко падает (то есть камера позволяет снять две секунды кульминационного момента). Весь объем данных записывается за 17-20 секунд со времени начала съемки первого кадра. Переход в режим съемки в JPG с наилучшим качеством практически не меняет общую длину серии, но примерно на 4 секунды сокращает время записи данных на карту памяти. Для скоростной съемки в режиме 10 кадров в секунду имеется отдельный режим на колесе управления режимами съемки, что удобно в критической ситуации (когда предположительно будет происходить что-то очень важное). Камера переходит в режим APS-C, начинает снимать только в JPG, передача данных ускоряется - но и в этом случае максимальное время непрерывной съемки составляет 2 секунды. Это довольно неплохо, чуть превышает возможности конкурентов и сопоставимо по скорости с полноформатными репортерскими камерами. Sony SLT-A99, как и любая другая зеркальная камера Sony, оснащена системой подавления вибраций SteadyShot, что делает любой применяемый объектив стабилизированным. Система стабилизации хорошо помогает при съемке супертелевиками от 300 до 500 мм.
НЮАНСЫ ФОКУСИРОВКИ и УПРАВЛЕНИЯ
Как любой высокотехнологичный продукт, Sony SLT-A99 имеет свои фирменные отличия в логике меню и расположении органов управления. Рассмотрим прежде всего систему фокусировки. Режимов довольно много - я назвал бы их расширенными опциями, предлагающими помощь и поддержку в сложных ситуациях. Опций настолько много, что можно специально выпустить справочное пособие о том, в каких случаях применять тот или иной режим. Если с простыми режимами однократной и следящей фокусировки все понятно, то сложный продвинутый режим, называемый «АФ с поддержкой карты дальности» (AF-D), работает пока только с небольшим количеством современных объективов и предназначен, как мне показалось, более для видео, чем для фотосъемки. Камеры с электронным видоискателем могут помочь фотографу при съемке в режиме ручного фокуса. Удивительно, но на заре XXI века во многих случаях (при макросъемке или портретной съемке объективами с малой глубиной резкости, при статичной видеосъемке) такой прием очень востребован. И здесь нам помогает «пикинг», то есть виртуальная визуальная подсветка насыщенным и контрастным цветом деталей, которые оказываются в зоне резкости. Эта опция срабатывает в режиме ручного фокуса, при правильной настройке эффективно работает и реально помогает, не утомляя глаза.
Еще один прием, который может помочь точной фокусировке при съемке без штатива, - контроль резкости при помощи экранной лупы. Настроив отображение нужного сюжетно важного участка при помощи джойстика, можно не отрывая глаз от видоискателя проверить резкость только нужной части кадра. Как я уже говорил, камера предназначена для получения не только качественных фотографий, но и профессионального видео с очень высокими характеристиками. Впервые в левой нижней части камеры появился очень интересный орган управления - бесшумный регулятор. При его использовании на видео не прослушиваются щелчки органов управления, и можно плавно вводить коррекции, динамически уводя в белое или темное свой сюжет. А при фотосъемке «повесить» на этот регулятор систему выбора точек фокуса или другую нужную функцию. Камера имеет огромное количество настроек. Самый прямой путь к изменению параметров снимаемого кадра лежит через кнопку Fn, благодаря которой даже в горячке съемки можно откорректировать практически все режимы. Таким образом, можно утверждать, что электронный видоискатель реально обеспечивает новые возможности взаимодействия камеры и фотографа при съемке, в том числе позволяет использовать приемы из арсенала телеоператоров.
ТЕСТОВАЯ ФОТОСЪЕМКА И ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
В тесте участвовали камера с прошивкой 1.01, скачанной с официального сайта, объективы Sony Zeiss 16-35/2,8, Sony 2,8/100 macro, Sony 70-200/2,8 G SSM и объектив для камер формата APS-C Sony 16-50/2,8 SSM. Прежде всего был проведен стандартный тест на съемку при высокой чувствительности в сравнении с конкурентами по классу и признанными лидерами. Съемка проводилась днем и ночью, поскольку последняя лучше всего выявляет проблемы шумов на однородных темных участках. Выявлена следующая закономерность: при 100 и 200 ISO картинка превосходит соперников - вероятно, благодаря оптическим характеристикам объективов Zeiss. До 3200 ISO результат оказался вполне пригодным для практических целей. Съемка на 6400 ISO потребовала вмешательства программ шумоподавления, особенно в ночных сюжетах. Предельные режимы чувствительности 12800 и 25600 ISO малоприменимы без серьезной постобработки в графическом редакторе либо предназначены для печати в формате 10х15 см или для публикации снимков в Интернете. В целом такой результат соответствует современным успехам в сфере конструирования матриц для полноформатных камер и результатам работы внутрикамерных алгоритмов борьбы с шумами у всех производителей, за исключением двух моделей высшего класса, которые на предельных значениях чувствительности дают лучший на одну ступень результат.
После теста высокой чувствительности было принято решение в обычных условиях проводить дальнейшую съемку в диапазоне от 200 до 1600 ISO. Также был выбран формат RAW + JPG, чтобы определить лучший метод для последующей компьютерной обработки цифрового негатива и сравнить файлы, обработанные самой камерой и специальным программным обеспечением. В особых случаях использовался фирменный режим HDR. Например, при съемке интерьера требовалось проработать как фактуру светильников, так и все детали интерьера, но достаточного времени и дополнительного освещения не было. Перепады яркостей очень большие, поэтому степень воздействия HDR выставлена на максимальный уровень 6. Камера на штативе. Придется применить специальный пульт ДУ или установить невысокую чувствительность -чтобы уменьшить влияние сотрясения от нажатия на спуск камеры. В результате всего за минуту получился технически богатый в тенях и светах кадр. Чтобы вытянуть детали и в тенях, и в светах при репортажной съемке, применить такой режим не удастся. Однако возможности матрицы и программного обеспечения могут помочь, если творчески подойти к сюжету и не полагаться только на автоматику. Сильнейший контровой свет освещает ледяную стену, в нише которой расположилась героиня. Ее лицо в тени, поэтому устанавливаем достаточную плюсовую экспокоррекцию. Графический конвертор помог спасти тени и не потерять светлые участки изображения.
Съемку крупной орхидеи на фестивале цветов попробуем провести с сохранением искусственного освещения. Мы не можем использовать штатив, поскольку это запрещено. Зная, что камера позволяет уверенно и качественно снимать в диапазоне 800-1600 ISO, отключаем автофокусировку и, используя описанный выше «пикинг», чуть отдаляя или приближая. делаем серию в режиме 6 кадров в секунду. Первая же серия дает хороший результат, но я делаю еще дубль, добиваясь работы небольшого прожектора на просвет. Далее проводим съемку варана в террариуме. Животное хищное, довольно крупное и не любит чужаков, поэтому была разработана целая операция. В полумраке поставили рассеянный студийный импульсный свет, соединив его при помощи шнура синхронизации с камерой. Отключили режим имитации экспозиции в режиме LiveView, чтобы можно было строить кадр в полумраке. Откидной экран камеры установили в удобное положение, а затем на вытянутых руках внесли камеру в террариум через небольшое отверстие. При съемке камера переключилась в формат APS-C. Уверен, сделать портрет варана без помощи студийного света и откидного экрана было бы значительно сложнее.
Вернемся к репортажу, а точнее - к проблемам точной наводки в режиме следящего фокуса. Специально для того, чтобы заставить очень хороший длиннофокусный объектив работать с дополнительными 102 датчиками фокусировки в следящем режиме, я залил в камеру последнюю версию прошивки и отправился на каток. Как положено в таких случаях при работе с длиннофокусной техникой, установил широкую центральную зону фокусировки и новый режим AF-D. Следящий фокус отработал довольно точно не только при движении объектов на камеру, но и в режиме проводки. Усложняем задачу - переключаемся на скорость съемки 10 кадров в секунду. В этом режиме камера сама переходит на формат JPG, во многом берет управление на себя для обеспечения максимальной скорости съемки и уменьшает формат кадра до APS-C с разрешением около 5 Мп. В этом режиме желательно применить новую опцию - AF-D. Количество резких кадров увеличивается примерно на треть в том случае, если объект движется прямо на фотографа. да и вспомогательные точки тут же начинают подмаргивать.
В заключение хочется сказать, что во время съемки ночных пейзажей можно использовать режим многокадрового шумоподавления, если в кадре нет большого количества деталей. При съемке со штатива камера делает 3-4, а иногда и 7 кадров в формате JPG. В результате собирается красивый и довольно малошумящий снимок, который может быть использован для полноформатной печати. Однако для такой съемки нужен штатив, поэтому я могу просто использовать низкую чувствительность и длинную выдержку. В обоих случаях достигается хороший результат, если камера остается неподвижной.
ВЫВОДЫ
Камера Sony SLT-A99 не похожа на другие модели. В ее корпусе сосредоточено большое количество новаторских решений и полезных приспособлений для творчества. Высококачественный электронный видоискатель помогает контролировать точность фокусировки в самых сложных съемочных ситуациях. Полноформатная матрица, высокая скорость съемки, разъем для соединения со студийными вспышками, удобный поворотный экран в комплекте с набором высококлассной оптики делает Sony SLT-A99 интересным инструментом для фотографа-универсала. Расширенные возможности видеосъемки позволяют получить фильмы профессионального качества. Правда, камера не является абсолютным лидером по рекордным значениям гладкости картинки при съемке на сверхвысокой чувствительности более 12800 ISO (хотя справляется с задачей хорошо). Не попала камера и в лидеры по скорости фокусировки в следящем режиме репортажа. Но для таких экстремальных задач есть другие модели. Подытоживая, можно сказать, что в руках умелого фотографа, использующего комплект превосходной оптики Zeiss, камера Sony SLT-A99 может гарантировать получение интересных снимков.