Фотосъемка цветов. Часть 3

Работайте со штативом, если вы хотите стабильно получать снимки хорошего качества. Используйте тросик или электронный ПДУ для снижения вибрации. Когда речь заходит о выборе объектива, идеальным выбором будет макрообъектив, если вы раздумываете, не заняться ли съемкой цветов. Возможность увеличения -полезная характеристика, поскольку вам не придется бесконечно добавлять и снимать удлинительные кольца - это может повлиять на компоновку кадра. Старайтесь использовать макрообъектив с фокусным расстоянием примерно 100 мм; избегайте более короткофокусных 50-мм объективов. Большее фокусное расстояние даст вам большее рабочее расстояние и возможность менять увеличение вплоть до масштаба 1:1, как это свойственно практически всем современным объективам. Это позволит варьировать технику съемки, делать портретные снимки или крупноплановые этюды отдельных цветов, а также создавать абстрактные композиции.
Существуют альтернативные способы изготовления объективов, которые помогут вам фокусироваться ближе. Диоптрийные насадки или макролинзы помогут достичь неплохих результатов, если использовать их с трансфокаторами при закрытой диафрагме для портретной съемки цветов. Удлинительные кольца - еще один вариант. Их можно применять по отдельности или в сочетании со стандартными или зум-объективами для повышения коэффициента увеличения. Учтите, что, используя их с зум-объективами, вам придется наводить резкость всякий раз, когда вы измените фокусное расстояние объектива.
Другие важные аксессуары - диффузор и отражатель (рефлектор) для контроля естественного освещения, а также поляризационный фильтр для снижения бликов блестящей растительности и улучшения цветонасыщения. Вам следует также всегда носить с собой вспышку для уменьшения теней и контрастности. Она должна быть полностью совместима с вашей камерой.
Как справляться с природными явлениями
Одна из серьезных проблем, с которой сталкивается любой фотограф при съемке в естественных условиях, - это ветер и движения объекта. Это особенно актуально при съемке цветов. Легкий прерывистый ветер не создает чрезмерных помех в работе, поскольку между порывами всегда бывает короткая пауза. Я часто пользуюсь самодельным ветровым экраном, сконструированным из плотного прозрачного полиэтилена, который фиксирую при помощи легких алюминиевых штырей. Это оправдывает себя при небольшом ветре, когда высота растения невелика. Световой бокс от Lastolite поможет справиться с возникающими из-за ветра движениями. Его можно эффективно использовать в ясные солнечные дни; он необходим для рассеивания жесткого направленного освещения и снижения контрастности кадра.
Еще один полезный аксессуар я называю стабилизатором стебля. Это очень простое устройство, нечто вроде прищепки, закрепленной на небольшой гибкой «шейке»; зубчики зажима плоские, они не повреждают стебель растения. Я размещаю зажим под соцветием, так что он оказывается вне границ кадра. Это очень полезное приспособление, поскольку не нужно ждать, когда же наступит мгновенная пауза между порывами ветра. То же самое может быть сделано при помощи двух маленьких рогулек с ближайшего дерева. Помните, однако, что, если начинается сильный дождь или ветер дует не переставая, лучше остаться дома и попытать удачу в другой день.
Советы профессионала
- Прежде всего поэкспериментируйте с цветами в саду для совершенствования техники съемки, делайте пометки о различных условиях и деталях работы, чтобы потом оценить качество кадров.
- Не кидайтесь фотографировать первое же увиденное растение, перед началом работы как следует исследуйте места поблизости. Может быть, вы найдете рядом и другие, лучшие растения.
- Рассмотрите цветок со всех сторон и обратите внимание на фон позади растения.
- Старайтесь держать заднюю стенку камеры параллельно объекту, чтобы максимально использовать глубину резкости.
- Пользуйтесь предварительным просмотром глубины резкости перед нажатием на спуск затвора.
- Старайтесь свести «уборку территории» к минимуму и осмотрите растения на предмет каких-либо отвлекающих частей.
- Заранее планируйте свою поездку и, чтобы не испытывать разочарования, как следует изучите сроки цветения растений.
- Посетите местные природные заказники или исследуйте местность вокруг дома.
- Смотрители и егери в заповеднике смогут посоветовать вам, какие растения лучше снимать.
- Исследуйте заросли на берегах водоемов и вдоль дорог, там, где растительность не испытывает воздействия искусственных удобрений.
- Если вы не знаете где и какие цветы растут в вашей местности, если вам нужна информация о конкретных растениях, обратитесь в местное общество любителей природу: и получите их список или рекомендации.
- Следите за прогнозом погоду:. Нет смысла отправляться в путешествие, если предсказано ненастье.
- Помните об окружающей растительности - во время съемки ее легко вытоптать или повредить.
- Постарайтесь поменьше суетиться и не мешать другим - это особенно важно в публичных местах.
- Ведите записи о месте и времени произрастания цветов, состоянии их соцветий. Это пригодится, если придется снова вернуться в те же места.
- Удачные снимки цветов - не просто удача, но и правильно выбранное время, острое восприятие, хороший вкус и творческое воображение.