Светотень
Свет чрезвычайно важен для хорошего пейзажа, равно как и тень, которой нет без света. Один фотограф как-то сказал: «Лучше всего снимать пейзаж тогда, когда твоя тень длиннее твоего роста». Вспомните об этом, когда будете решать, в какое время отправиться на фотопрогулку. Нельзя утверждать, что фантастические снимки можно получить только в какое-то определенное время суток, но, как правило, чем ниже солнце, тем лучше качество светового рисунка на пейзаже. В это время лучи света почти параллельны горизонту и дают длинные, четкие тени, которые делают снимок визуально глубоким. Такой свет просто-напросто интереснее.
Осенний ранний вечер - отличное время выбраться на улицу и поснимать. Низкое солнце дает более теплый оттенок, оживляющий даже жухлые краски, а удлиняющиеся тени визуально подчеркивают фактуру объектов, добавляют сцене объема, выявляют перепады ландшафта. Эти детали теряются, если во время съемки солнце находится в зените. Чтобы получить максимально эффектные снимки в то время, когда солнце катится к горизонту, нужно выбрать такой ракурс, при котором лучи падали бы на пейзаж под определенным углом. При боковом освещении тени разделяют планы на снимке, усиливая ощущение объема. Если свет идет от источника за вами, то такого эффекта вы не добьетесь, поскольку тени будут скрыты от вас за объектами, а равномерное освещение сцены лишит ее глубины. Контровой свет, когда лучи идут по направлению к объективу, хорошо подходит для съемки высоких объектов. К примеру, если свет будет проходить между стволов деревьев на опушке, то в кадре на переднем плане вы можете получить интересный ритмичный светотеневой рисунок. В этом случае использование широкоугольной оптики будет особенно уместно, так как она позволит подчеркнуть линейную перспективу. Для защиты от переотражений и бликов нужно выбрать такой ракурс, чтобы солнце спряталось за одним из объектов.
Пейзажи с ярким освещением и глубокими тенями могут вызвать сложности с правильным определением экспозиционных параметров. В таких условиях очень легко получить пересвеченный кадр или провалить на снимке тени. Иногда этот минус можно использовать как художественный прием, подобрав сюжет так, чтобы усиленный контраст работал на снимок. Но не стоит на него полагаться постоянно. Самое простое решение - определиться с правильным экспонированием полутонов, положившись в проработке ярких и темных областей на возможности сенсора по воспроизведению динамического диапазона. Естественно, в этом случае снимать нужно в формате RAW. Если вы хотите добиться более эффектных результатов, стоит во время съемки воспользоваться градиентным ND-фильтром, чтобы уменьшить яркость неба на одну-две ступени экспозиции.
Длинные, вытянутые тени - это еще и сильный композиционный элемент. Они могут служить направляющими линиями, которые будут подводить взгляд зрителя к главному объекту в кадре. Сбалансированная светотень на снимке может придать изображению «драматичное» настроение. Стоит помнить при этом, что внимание зрителя будут в первую очередь привлекать яркие области. При съемке контрастных сюжетов имеет смысл вспомнить о черно-белой фотографии. Монохромное решение сцен с глубокими тенями и областями с ярким освещением может быть выигрышным. Здесь имеет смысл поиграть с графичностью изображения, подчеркнуть светотеневой узор, выделить в кадре четкие линии и простые геометрические формы. Особенно удачно такой подход реализуется в городских пейзажах.»
Попробуйте сделать тени главными объектами на своих снимках. Обратите внимание на то, какие тени отбрасывают различные объекты -деревья, люди, здания. Выделите их на снимке. Отличный способ переместить внимание с объекта на тень, которую он отбрасывает - вести съемку с верхнего ракурса. Это создаст необычную перспективу и подчеркнет тени в кадре. Спортивные мероприятия - отличная возможность поработать с тенями. Небольшие спортивные мероприятия могут проходить на стадионах, футбольных полях и теннисных кортах, залитых закатным светом. По возможности также снимайте с высоких точек, чтобы запечатлеть четкие тени на плоской поверхности. Если вы снимаете на уровне человеческого роста или ниже, убедитесь, что тени достаточно отделены друг от друга и не ложатся друг на друга. Не загружайте сюжет лишними деталями. Стройте снимок так, чтобы тень, а не отбрасывающий ее объект, была главным героем.
Съемка на закате и в сумерках
• Дайте теням волю
Убедитесь, что тени, которые играют композиционную роль на снимке, полностью попадут в кадр. Глаз наблюдателя следует в том направлении, где лежат тени - и они не должны обрываться внезапно.
• Визуально подчеркните объект
Если пейзаж, который вы решили запечатлеть, преимущественно равнинный, то на нем нужно найти какой-то возвышающийся объект. Это может быть дерево, валун, стог сена. На восходе и закате лучи солнца падают под небольшим углом к поверхности земли. Благодаря этому можно при определенном ракурсе добиться того, что выбранный объект будет освещен ярче фона и переднего плана. Тем самым вы зададите на снимке явный акцент.
• Обдумайте композицию
Встаньте относительно солнца так, чтобы тени на снимке ложились по диагонали. Это, как правило, самый лучший вариант с точки зрения композиции. Если с умом скомпоновать кадр, то тени, как направляющие линии, будут переводить взгляд зрителя с одного объекта на другой. Так вы создадите визуальные маршруты в кадре.
• Не забудьте о HDR
При значительном перепаде яркости освещения динамического диапазона камеры может не хватить для того, чтобы проэкспонировать всю сцену без потерь. В этом случае сделайте ряд снимков, воспользовавшись функцией брекетинга экспозиции, а затем при помощи специального ПО создайте HDR-изображение.