Экспозиция

Очень важным является понимание того, когда можно доверять показаниям системы замера, а когда необходимо брать ситуацию под свой контроль. Многие полностью полагаются на встроенный экспонометр камеры в надежде на то, что он обеспечит идеальный результат в любой ситуации и при любом освещении. К сожалению, в действительности все не так просто; вам необходимо обладать хорошими знаниями об экспозиции применительно к каждой конкретной фотографической задаче.
В большинстве случаев простое использование показаний экспонометра позволяет получить вполне приемлемый результат, если объекты композиции освещены примерно одинаково. Однако автоматика работает крайне ненадежно, когда вы имеете дело с контрастными сюжетами и большой разницей в тональности деталей, например при съемке белой бабочки на черном фоне или при фотографировании в контровом освещении, когда задний план гораздо ярче основного объекта. Вы неизбежно столкнетесь с недо- или переэкспозицией, приводящей к «выгоранию» светлых участков или «провалу» теней. Причина состоит в том, что при замере освещенности экспонометр исходит из предположения, что все находящиеся в кадре объекты имеют 18%-й серый тон. Цвета с более высокой отражающей способностью, такие, как желтый и белый, обычно недоэкспонируются - камера изображает их серыми; темные объекты, наоборот, могут оказываться переэкспонированными, теряя насыщенность и плотность своего оттенка.
С опытом вы научитесь определять ситуации, в которых экспонометр может ошибаться, и сможете вводить необходимые поправки. Я рекомендую вам сделать несколько тестовых снимков различных объектов, варьируя экспозицию для каждого дубля с помощью колеса экспокоррекции с шагом 1/3 или 1/2 ступени. Постройте композицию так, чтобы объект занимал всю площадь видоискателя, и снимите ряд кадров с отклонением от исходного значения в ту и другую сторону. Проявив пленку, запишите в блокнот информацию об особенностях работы экспонометра, и вскоре вы научитесь учитывать их автоматически.
Калибровка системы экспозамера
Купив дорогую камеру, мы с полной уверенностью полагаем, что ее система экспозамера идеально настроена и точно откалибрована для всех значений чувствительности пленки. Это не всегда так. Но я все равно рекомендую провести небольшой тест и проверить, соответствуют ли выставляемые на камере значения светочувствительности характеристикам реальных фотоматериалов. Это позволит вам добиваться максимальной точности экспозиции при съемке на любимую слайдовую пленку при условии ее обработки по единому стандарту, а также предоставит вам точку отсчета для оценки освещенности объектов.
Все вышесказанное имеет смысл только в том случае, если вы найдете надежную профессиональную фотолабораторию, которая обеспечивает стабильные условия проявки Е6 и следует самым строгим стандартам качества. Благодаря этому вы будете уверены в постоянстве экспозиционных характеристик материала.
Простейший способ калибровки чувствительности состоит в съемке объекта с нейтральным тоном, яркость которого располагается примерно в середине динамического диапазона слайдовой пленки. Если расположить оттенки с различным коэффициентом отражения на шкале в зависимости от их яркости, то средняя яркость будет соответствовать 18% отражающей способности. Помните, что яркость увеличивается в нелинейной прогрессии и коэффициенты отражения стандартных тонов составляют 4,5% (черный), 9%, 18% (серый), 36% и 72% (белый цвет без текстуры).
Хорошим примером объекта среднего тона является зеленая трава или листва деревьев такого же цвета. Пасмурная погода - лучшее время для съемки, поскольку условия освещенности будут постоянными. Установите камеру на штатив и сфокусируйтесь на объекте. Переведите камеру в режим приоритета диафрагмы и убедитесь в том, что регулятор экспокоррекции стоит на нуле.
Для начала установите номинальную чувствительность, указанную на упаковке пленки. К примеру, если вы используете Fuji Velvia, то введите ее стандартное значение чувствительности, равное 50 ISO. Обязательно записывайте значение чувствительности для каждого сделанного снимка или просто помещайте листок бумаги с пометками в поле кадра - эти сведения вам потребуются после проявления пленки. Экспонировав первый кадр с номинальной установкой чувствительности, переместите регулятор в следующее положение - сначала выберите 64, затем 80 ISO. Повторите съемку, выставив значения 40 и 32 ISO. Теперь у вас есть серия кадров, различающихся по экспозиции примерно на 1/3 ступени. Проявив пленку, выберите среди них самый оптимальный вариант по плотности и насыщенности изображения; именно с таким значением чувствительности и следует работать в дальнейшем, используя данную комбинацию камеры и типа пленки.
Владельцам цифровых систем также не помешает провести аналогичный тест, оценивая точность экспозиции по гистограмме полученных снимков. Работая при очень ярком освещении, я обычно слегка недоэкспонирую кадры, чтобы обеспечить проработку светлых участков.