Увеличение в макрофотографии

Что такое увеличение?
Термин «увеличение» в контексте макрофотографии описывает соотношение между реальным размером объекта, который вы снимаете, и размером его репродукции на фотопленке, но не на увеличенном отпечатке. Чтобы получить коэффициент увеличения, нужно поделить второе значение на первое. Обычно увеличение измеряется в процентах или записывается как соотношение, например 50% (1:2) или 100% (1:1, съемка в натуральную величину: размер объекта на пленке соответствует его реальному размеру). На корпусе макрообъективов, помимо шкалы расстояний, имеется аналогичная шкала коэффициентов увеличения. При съемке с увеличениями менее 1:1 объект предстает на пленке в уменьшенном виде. Если в традиционной фотографии мы привыкли говорить о расстоянии до объекта, которое определяет его размер в кадре, то в макросъемке имеет значение только степень увеличения.
Увеличение и формат кадра
Еще одним важным фактором, касающимся увеличения, является физический формат кадра. Например, при съемке в натуральную величину с помощью 35-мм камеры в кадр поместятся только те объекты, размер которых не превышает 24 х 36 мм. Если вы хотите снять объект большего размера, поместив его в кадр целиком, то будете вынуждены ограничиваться меньшим увеличением. Большинство матриц цифровых камер имеет уменьшенный формат по сравнению с кадром 35-мм пленки, поэтому с их помощью снять в натуральную величину можно только очень мелкие объекты. В среднем формате для съемки в натуральную величину доступно гораздо больше кадрового пространства. Размеры объектов могут достигать 6 х 4,5 см в случае (Mamiya 64 5 AFD, или 6 х 6 см в камерах с квадратным кадром). Предметы меньшего размера все равно будут отображаться на пленке в натуральную величину.
Работа в среднем формате дает фотографу множество преимуществ, особенно при небольших коэффициентах увеличения. Увеличенная площадь кадра позволяет снимать объекты в более крупном масштабе, лучше передавать на снимках их детализацию и текстуру; кроме того, такие снимки отличаются повышенной насыщенностью цветов и допускают печать большего формата. Это доказанный факт, независимо от заявлений отдельных фотографов и производителей. Среднеформатная техника облегчает съемку биологических объектов в среде обитания, обеспечивая достаточное увеличение, но не вынуждая жертвовать количеством окружающих деталей. К сожалению, при высоких коэффициентах увеличения среднеформатная оптика создает меньшую глубину резкости, однако это можно компенсировать, сильнее закрывая диафрагму. Исходя из своего опыта, я не могу сказать, чтобы форматы 35 мм и 6 х 4,5 см сильно отличались по глубине резкости. Основная причина состоит в том, что я редко снимаю с масштабом, значительно превышающим 1.1.
Большое увеличение
Масштаб 1:1 считается границей, которая отделяет обычную съемку крупным планом от макрофотографии. Дальнейшее движение по шкале увеличений приводит к тому, что изображение объекта на пленке становится больше по сравнению с его естественным размером. К примеру, если вы снимаете предмет величиной около 1 см при масштабе 2:1, то его изображение на пленке окажется в 2 раза больше, то есть его величина составит 2 см. Работа при увеличенном масштабе связана с физическими трудностями и требует сильного умственного напряжения, поэтому будьте готовы к высокому проценту брака. Однако возможность увидеть мир за пределами способностей человеческого глаза позволяет прикоснуться к удивительным и фантастическим загадкам природы, о которых многие даже не подозревают.
При больших увеличениях особенно остро стоит проблема вибрации, в первую очередь при полевой съемке, поскольку вам приходится иметь дело с громоздкими и несбалансированными конструкциями. Точность фокусировки становится критическим параметром: малейший сдвиг может привести к полной потере резкости на нужных деталях. Яркость видоискателя заметно уменьшается, так же как глубина резкости, которая становится крайне малой даже при диафрагме 1/16 и 1/22. Чтобы добиться успеха, вам потребуется очень ответственно подходить к выбору объекта и тщательно выполнять все технические манипуляции.
При фотографировании статичных объектов вы можете установить камеру на штатив и пользоваться фокусировочными рельсами для точной наводки на резкость. Если вы пытаетесь снять активное существо, то в качестве опоры может подойти монопод. Фокусировка осуществляется путем перемещения камеры вперед или назад, а не поворотом фокусировочного кольца. При высоком увеличении расстояние от передней линзы до объекта обычно очень невелико, поэтому многие живые существа не потерпят вашего присутствия, особенно в жаркий полдень. Съемка ранним утром или вечером обычно более продуктивна.
Ключом к успеху является наблюдательность и способность выбирать наименее пугливые экземпляры, располагающиеся на отдыхе. При таких увеличениях «заморозить» движения объекта позволит только вспышка, так как естественное освещение потребует очень длительной выдержки.