Макрообъективы

Макрообъективы проектируются с учетом коррекции всех основных оптических аберраций и обеспечивают, в частности, очень малую кривизну плоскости фокуса. Это качество приобретает особое значение при съемке плоских объектов, например документов и иллюстраций, когда необходимо добиться высокой резкости по всему полю кадра. При фотографировании обычных трехмерных композиций некоторая мягкость изображения на периферии кадра, возникающая при использовании обычных объективов с высокой кривизной плоскости фокуса, чаще всего незаметна: в большинстве случаев важные детали не занимают всю площадь видоискателя.
Практически все современные макрообъективы способны фокусироваться как на очень близких предметах, обеспечивая масштаб воспроизведения 1:1, так и на бес-Современные высокотехнологичные модели макрообъективов имеют в своей конструкции плавающие и элементы, изменяющие свое относительное положение при фокусировке, и поэтому не нуждаются в выдвижении вперед всей оптической системы при наведении на небольшие дистанции. Многие объективы прошлого поколения работают по другому принципу и заметно удлиняются по мере поворота фокусировочного кольца. За исключением ряда моделей, большинство старых макрообъективов ограничено увеличением 0.5х, а для съемки в натуральную величину требуется установка удлинительного кольца.
Стандартные макрообъективы
Макрообъективы для 35-мм систем могут иметь различное фокусное расстояние. 50-мм и 60-мм модели обычно относят к стандартным макрообъективам, так как их фокусное расстояние соответствует обычным модификациям стандартных объективов. Одним из главных недостатков короткофокусных моделей является очень небольшое расстояние, на котором располагается объект при больших увеличениях. Такие объективы можно успешно использовать для съемки статичных объектов, таких, как цветы или грибы, где рабочая дистанция не имеет особого значения. Однако я не рекомендую покупать 50-мм модификации, и тому есть несколько причин.
Во-первых, у вас наверняка есть зум-объектив, покрывающий такое фокусное расстояние. Во-вторых, фотосъемка насекомых может стать непростым занятием из-за необходимости приближаться к объекту на крайне малую дистанцию. Работа со штативом при использовании 50-мм оптики может оказаться весьма неблагоразумным занятием, особенно при полевой съемке, - вы помнете растительность на большой площади, пытаясь найти место для опор штатива. Наконец, стандартные макрообъективы обеспечивают большой угол обзора по сравнению с длиннофокусными моделями, и в кадр будут чаще попадать отвлекающие объекты заднего плана, выглядящие неряшливо даже при небольшой глубине резкости. Вам будет сложно создать равномерно размытый фон, придающий многим снимкам «профессиональный» вид.
Макрообъективы со средним фокусным расстоянием
Самыми распространенными макрообъективами являются модели с «портретным» фокусным расстоянием, составляющим от 90 до 105 мм. Чаще всего встречаются 100-мм объективы. Они обеспечивают удвоенную рабочую дистанцию по сравнению с 50-мм аналогами при том же увеличении, что является важным преимуществом при съемке цветов или пугливых насекомых. Такие объективы считаются оптимальным решением, сочетающим удобство использования с легкостью и компактностью, - даже при использовании кронштейна для вспышки съемку можно вести с рук, в то время как камеру с длиннофокусным макрообъективом пришлось бы устанавливать на штатив.
Длиннофокусные макрообъективы
Некоторые производители камер и независимые компании имеют в своем модельном ряду длиннофокусные макрообъективы. Nikon выпускает 200-мм объектив, отличающийся превосходным качеством и потому популярный среди профессионалов. Аналогичную модель (180 мм) производит Canon, а компания Sigma недавно анонсировала выпуск нового 150-мм объектива, подходящего для традиционных и цифровых камер. Такие объективы отличаются высокой ценой и недоступны для большинства любителей. 200-мм макрообъектив Nikon в сочетании с цифровой камерой оказался для меня крайне полезным при съемке бабочек, стрекоз и других пугливых насекомых. Длиннофокусная оптика сильно «сжимает» перспективу, а ее узкий угол обзора позволяет избавиться от лишних деталей на заднем плане, придавая больший визуальный вес главному объекту композиции.
В применении длиннофокусных макрообъективов есть и другие преимущества. Одно из них - увеличенная рабочая дистанция между передней линзой и объектом съемки. Кроме того, на таких объективах имеется кольцо для установки на штатив - настоящий подарок для любителя макросъемки. С его помощью можно быстро менять ориентацию камеры с вертикальной на горизонтальную и наоборот, не перемещая объектив. Увеличенная рабочая дистанция также не является лишней, позволяя более свободно располагать штатив и не разрушать слой растительности рядом с объектом. Длиннофокусная оптика может пригодиться и для других задач при фотосъемке дикой природы. Хотя такие объективы нельзя назвать светосильными, это не является существенным недостатком, так как макросъемка предполагает использование средних и малых значений диафрагмы.
Если говорить о среднем формате, то здесь ваш выбор более ограничен. В модельном ряду Mamiya имеются 80-мм и 120-мм макрообъективы; последний обеспечивает масштаб 1:1 без удлинительных колец. Bronica выпускает 110-мм объектив для системы SQAi, a Hasselblad анонсировал новый макрообъектив для камеры HI. Все эти модели способны работать с увеличением вплоть до 1х, и хотя качество изображения является великолепным, они обладают весьма немалым весом. Фокусное расстояние большинства из них является средним между стандартным и «портретным».