Сотрудничающая модель

Первый вид предполагает вдумчивую реакцию на пластические изменения и состояния. Модель выраженного пластичного типа воспринимает этот процесс пассивно. Примеры «пластичного сотрудничества» можно найти в моей книге «Освещение в художественной фотографии» («Тантрический колдун») и в «Монстрах и мадоннах» («Рыночная девица»). Сотрудничество второго типа - это ситуация, когда модель разыгрывает сцену или роль, причем задумано и подготовлено все это ею самой, иногда вплоть до костюма. Фотограф за всем этим наблюдает и следит за художественной выразительностью того, что модель делает. Этот метод работы предполагает зависимость сцен и персонажей от тонкостей выражений лица модели. Эти тонкости не допускают, разумеется, никаких изменений пластического плана. Примером этого типа сотрудничества может быть фотография «Наполеон», для которой позировал Питер Лорре.
Очень немногие модели способны на полное сотрудничество с художником. Это состояние, хотя и способствует созданию превосходных фотографий, опасно своей нестабильностью и может легко перейти в неприемлемое состояние скуки, антагонизма или взаимного неуважения. Поэтому фотограф должен весьма осторожно допускать модель до взаимоотношений, основанных на полном сотрудничестве.
Как можно сотрудничать
Существует много видов полезного сотрудничества модели и фотографа. Простейшее сотрудничество, в котором при достаточном опыте может участвовать модель любого типа, - это быстрая и четкая реакция на прямые указания. По мере приобретения опыта сотрудничество становится более интеллектуальным: модель начинает осознавать ограничения, накладываемые двухмерностью изображения, а также учится избегать ошибок и недочетов. Заинтересованная и полная энтузиазма модель зачастую помогает в составлении костюма и установке декораций.
Умная модель нередко может быть полезной при подборе материала для изучения темы фотографии. Сбор материала - очень важный этап работы. Он ценен не только потому, что дает возможность физически точно воспроизвести сцену, но и потому, что помогает понять, насколько глубоко можно вторгаться в историческую основу сюжета. Сотрудничество модели может заключаться и в том, что она предлагает новые художественные идеи и обсуждает с фотографом предстоящее позирование. Последнее - довольно тонкий и спорный момент. Время от времени модели могут предлагать великолепные художественные решения, но принимать их и пользоваться ими художник должен крайне осмотрительно.