Макросьёмка. Головки штативов
Area Swiss, Manfrotto и Kirk Enterprises - фирмы, производящие неплохой ассортимент высококлассных головок. Избегайте дешевых легковесных моделей, поскольку это скажется на функционировании вашего штатива, так как повышается риск вибрации при большом увеличении.
Какой именно тип головки штатива использовать - вопрос вашего предпочтения. Два базовых варианта - шаровые или трехплоскостные (3D) головки. Я лично предпочитаю шаровую конструкцию. Она дает необходимую свободу и возможность движения во всех направлениях. К сожалению, используя шаровую головку, нельзя сделать точную подгонку по вертикали или горизонтали. Если вы все-таки предпочитаете шаровое крепление, постарайтесь найти шар наибольшего диаметра с резьбой, для изменения степени зажима и фиксации шара в шарнире, чтобы не дать ему и камере соскользнуть вниз. Показателем хорошего качества головки штатива будет ее возможность крепко удерживать камеру в любом положении, не допуская движения в каком-либо направлении.
Если вы обнаружите, что головка чуть сдвигается, стоит вам только убрать руку, значит, данная модель явно не подходит для использования в крупноплановой фотографии. Эти едва заметные движения могут создать проблему при большом увеличении, когда окажется, что надо выстраивать кадр со смещенным центром, чтобы компенсировать движение камеры и объектива, как только вы убираете руку. Если же вы работаете со средним форматом, это может превратиться в еще большую проблему.
Сейчас я использую две головки Manfrotto. Одна - модель повышенной надежности со специально изготовленной подвижной платформой, куда встроены фокусировочные рельсы. Это дает мне сдвиг камеры в обоих направлениях на 2 см. Подвижная платформа имеет разъем для стандартной шестиугольной съемной пластины. Она позволяет уменьшить вес и общую высоту системы. Я пользуюсь этой конструкцией при работе с большими увеличениями, когда нужно внести небольшие изменения в наводку на резкость и положение фотоаппарата. Другая головка - шаровая Manfrotto Pro. Она великолепно подходит для работы на пленэре с невысоким увеличением.
3D-головки штативов, на мой взгляд, слишком неоперативны в регулировке и не подходят для крупноплановой фотографии. Они дают возможность точной подгонки положения камеры, причем каждое контролируется отдельным рычагом. Эти рычаги позволяют вносить мелкие изменения в положение камеры по каждой из осей.
В настоящее время для всей крупноплановой и общей фотографии я использую две головки. Более объемная головка штатива Manfrotto (справа) имеет изготовленную по моему заказу фокусировочную платформу. Это позволяет делать небольшую коррекцию плоскости фокусировки при больших увеличениях.