Чёрный список обнаженных моделей. Часть 1
К сожалению, количество неудачных фотографий обнаженных моделей в журналах, сборниках и портфолио существенно превышает число удачных. Плохое качество несметного числа фотографий стало настолько обычным, что можно говорить уже о своего рода абсурдном отрицательном стандарте. Внутри этого стандарта можно выделить несколько вполне отчетливых групп. Полезно определить и обсудить некоторые из них, так как ничто другое не даст более четкого представления о важности «эмпатического» подхода к фотографированию обнаженной натуры.
Недостатки огромного количества неудачных фотографий связаны с неверной передачей эмпатии. Другие работы тривиальны, банальны или просто глупы. Для начала посмотрим на ошибки первого типа. Если вам нужны примеры, достаточно пролистать какие-нибудь фотожурналы.
Первой в списке стоит уже обсуждавшаяся «обнаженная в масле». Если обливать себя с головы до ног маслом, то у зрителя создается противное ощущение липкости и нечистоплотности. Кроме того, при этом в совершенно неподходящих местах возникают блики, нарушающие строение тела. Частный случай «обнаженной в масле» - это «блестящая, как чайник».
Обнаженная модель другого распространенного типа всегда закрывает рукой низко опущенную голову. Все при этом выглядит усталым и обвисшим. В этом всеобщем провисании участвуют грудь, таз и живот. Какого рода муки, душевные или физические, испытывает модель, сказать трудно, но так как соотношение приближающейся тошноты перевешивает все остальные, назовем этот тип «морской болезнью».
Есть такой тип обнаженных моделей, при виде которых зритель приходит в замешательство и хочет немедленно с извинениями удалиться. Это «обнаженные пуританки». Они всегда так тщательно прикрываются руками, так съеживаются в неистовой скромности, что краснеющий зритель смущается вместе с ними. Первосвященник церкви обнаженных пуританок - это «Сентябрьское утро».
Время от времени мы сталкиваемся с так витиевато и необычно изогнувшейся обнаженной моделью, что предполагаем либо ужасное происшествие, либо, что модель состоит не из плоти и крови, а представляет собой что-то вроде тряпичной куклы. Этот тип мы назовем «вывихнутым». Здесь явно нарушена эмпатия.
На «вывихнутую» модель похожа другая - «кренделек». Ее конечности загнуты и переплетены так, что, кажется, их не расцепить. При виде этого «человека-змеи» возникает неверная эмпатия, потому что нормальные взаимоотношения конечностей нарушены и противоречат логике.
«Крапчатой» модели. Эти фигуры, иссеченные тенями, отбрасываемыми венецианскими штора-ми, листвой, жалюзи и т. д., - примеры неверной эмпатии. Навязчивые теневые узоры не имеют ничего общего со строением тела и из-за своей механической природы очень некрасивы.
Неверная эмпатия другого типа возникает из-за неудачной изобретательности в выборе точки съемки. Если фотографировать небоскребы или возвышающиеся скалы ущелья Брайс (Вгусе Canyon - национальный парк в штате Юта, США, знаменитый своими скалами. - Прим. пер.), то, возможно, низкая точка съемки и сделает их более внушительными и впечатляющими. Но только не обнаженную модель.
«Взгляд муравья» - пародия на человеческое тело; кажется, что перед нами микроцефал, страдающий слоновой болезнью.
В европейской фотографии нередки «медузообразные» обнаженные модели. Кажется, что на них надеты автомобильные камеры - отовсюду выпячиваются мясные валики. «Медузообразные», а также «прыщеватые» и «волосатые» обнаженные модели представляют собой вклад пуристов от фотографии в этот жанр: виды толстых женщин сзади, груды мяса, нездоровая кожа - все это представлено с педантичным вниманием к деталям и текстуре.
Не вызывает сомнений, что в изображении мелких деталей фотограф может найти своеобразное удовольствие, а изучение текстуры поверхностей самых обычных объектов открывает мир новой неожиданной красоты. По отношению к обнаженным моделям, однако, такая тяга к текстуре и деталям нелепа и неприменима. Пуристы обосновывают свое рвение такими же ошибочными рассуждениями, что и Катиша - престарелая и едва ли эталонная героиня Гилберта и Салливана: «Мое острое левое плечо - это чудо красоты. Люди проделывают длиннейший путь, чтобы посмотреть на него. Перед колдовским обаянием моего правого локтя мало кто может устоять. Я показываю его по вторникам и gятницам по предъявлении визитной карточки. Что до моего обмена веществ, так он самый большой в мире».
Энергетика и привлекательность обнаженной модели заключаются не в этих деталях. Не плечо, не локоть, даже не колоссальный обмен веществ, а общее впечатление от пластики - вот, что для обнаженной модели важнее всего. Но вернемся к нашему списку.