Проблемы позирования. Причины рассеянности

С такими моделями надо вести себя строго. Если модель не способна к дисциплине, ее кандидатуру в будущем не стоит даже рассматривать. Такие люди могут быть душой общества на вечеринке, но в студии они оказывают деморализующее и разрушительное влияние.
Другой причиной рассеянности может стать неиссякаемое чувство юмора фотографа. Остроумие - ценное качество, но если фотограф демонстрирует его в неподходящие моменты, он сам роет себе яму. Успех многих художественных работ зависит от создания и поддержания нужного настроения и впечатления именно во время позирования. Особенно это необходимо в костюмированных портретах определенной эпохи. Такое настроение - очень тонкая структура, которую свежая шутка разрушает, как бейсбольный мяч венецианское стекло. В результате художник получает по заслугам; модель смеется - послушно, истерически или возмущенно, в зависимости от ситуации, но настроение исчезло безвозвратно.
Третья причина рассеянности - посторонние люди в студии. Фотография - это, в первую очередь, дело художника и модели. Присутствие посторонних может влиять негативно, пусть далее они хорошо себя ведут и сидят тихо. Модели реагируют на зрителей по-разному. Кого-то публика не волнует, некоторых даже стимулирует. Остальные, однако, чувствуют себя очень неуютно и скованно при чужих людях. Ни в коем случае нельзя допускать болтовни друзей или родственников. Болтающих необходимо вежливо удалить спустя какое-то время. Лучше всего не допускать никаких зрителей при позировании, если нет абсолютной уверенности, что они не станут смущать или отвлекать модель.
Наконец, рассеянность может возникнуть из-за проблем с аппаратурой. Разные аппараты и приспособления всегда ведут себя, как маленькие чудовища, будто сговорившиеся прервать позирование. Пленка требует, чтобы ее меняли, фотоаппарат - чтобы его фокусировали и выставляли диафрагму, свет - чтобы его перемещали, а фотографии - чтобы их делали. Если неопытный фотограф даст себя во все это втянуть, он вспотеет и придет в бешенство, а его модель будет нервничать. Напротив, фотограф должен стремиться к тому, чтобы довести свои действия до автоматизма, когда заняты пальцы, а не голова, а самому выглядеть по-мюратовски небрежным. Ничто не должно прерывать процесс позирования.
Особенно сильно беспокоить модель могут осветители. Яркий свет слепит ее, приводит в замешательство: под ним видны все ее недостатки, физические и моральные. К тому же свет никогда не стоит правильно. Все это усугубляется, если осветителей много, они большие, чрезмерно яркие и имеют странную форму. Даже один маленький осветитель, если его беспорядочно перемещать туда-сюда, может вывести модель из равновесия. Старайтесь не передвигать осветители неожиданно и резко, лучше делайте несколько небольших изменений. Не забывайте о глазах модели. Сильный свет, длительно бьющий в глаза, очень вреден. Разрешите модели закрывать глаза, если хочет, пока вы не фотографируете, или во время каких-то изменений. Если осветитель надо установить очень близко к лицу модели, не включайте его надолго.