Проблемы позирования. Избегайте скуки

Во-первых, фотограф должен знать, что делает, и должен показывать, что он это знает. Если у него есть сомнения, нельзя дать модели это почувствовать. При первых же признаках нерешительности, неопределенности, например при появлении несвязной речи, модель теряет интерес. Очень хорошее средство - предварительная подготовка в виде планов и набросков, потому что это помогает не отклоняться от главной задачи. Никогда не пускайтесь в долгие дискуссии и не устраивайте явных экспериментов в начале сеанса позирования. Сначала дайте модели справиться с конкретной задачей, чтобы пробудить интерес, а уже потом, когда она вовлечется в работу, она с готовностью поддержит ваше экспериментирование.
Заинтересованность модели в любом случае питается воодушевлением и увлеченностью фотографа. Если фотограф равнодушен, работает без огонька, то и от модели следует ожидать того же. Конечно, фотограф не должен весь дрожать от кипучей энергии, но он должен показывать, что ему интересно то, что он делает. Лучше вообще отказаться от проекта, чем работать без энтузиазма, впустую тратить время свое и модели.
И для фотографа и для модели будет лучше, если работа идет в относительно быстром темпе. Это не дает фотографу отвлекаться от своей задачи и от модели, а также не позволяет ему долго заниматься фотоаппаратом. Но слишком долго сохранять быстрый темп глупо и для модели утомительно, хотя и удерживает ее в тонусе. Чтобы создать впечатление энергичной работы, фотограф должен делать (или притворяться, что делает) множество снимков на всех стадиях позирования. Самое дешевое, что используется при позировании, - это пленка, и на ней не следует экономить. Если поза почти безнадежна и пленку тратить не на что, создавайте хотя бы видимость интенсивной работы, имитируя съемку. Небольшая ловкость рук - и вы пощадите чувства модели, если она решит, что снимки все-таки делаются. Никогда не разочаровывайте модель!
Само позирование, статичное по природе, может быть причиной потери интереса у модели. Если модель остается неподвижной пять минут, если шея напряжена, нос чешется и ноги затекли, ей трудно осознавать, что на самом деле что-то все же происходит. Чтобы модель чувствовала, что работа идет, фотограф должен давать ей передохнуть несколько секунд и потом снова возвращаться к позированию. Такая практика весьма продуктивна, потому что и модель и фотограф делают несколько попыток. Когда опять и опять принимается одна и та же поза, в ней может появиться новая энергетика и новые оттенки.
Правильно управляемое позирование - это позирование по хорошо составленному плану, предполагающему постоянное нарастание переживаний и возбуждения. Интерес и модели и художника должен быть подхвачен потоком их общего энтузиазма. Для этого художник должен работать, отдавая частицу себя. Если позирование заканчивается, а у художника к этому времени не изменился пульс, дыхание осталось прежним и волосы не всклокочены, то результат будет, скорее всего, плачевным.
Слишком близкое знакомство и фамильярность между моделью и художником могут также быть причиной скуки. Чересчур частое позирование становится для обоих привычным, рутинным и редко приносит что-либо, кроме шаблонных результатов. Между работой художника и модели должен существовать четкий психологический барьер: художник управляет, модель подчиняется. Обоим полезно чувствовать и поддерживать это разграничение. Поэтому, если дело подходит к той стадии, когда модель может заранее предсказать любое предложение фотографа, а фотограф больше интересуется моделью, чем фотографией, обоим лучше на время прекратить работу. Возможно, у них появится свежий объективный интерес к работе над новым проектом. Если нет, художник и модель должны расстаться на месяц или около того. После отдыха друг от друга они смогут снова увлеченно работать, а их взаимоотношения придут в норму.
Психологический барьер между художником и моделью очень важен и просто необходим для их нормальной работы над фотографией. Оба - и модель и художник - должны чувствовать этот барьер и всегда быть начеку, чтобы не допустить в их отношения разрушительный элемент близости.
Следует упомянуть и о врожденной скуке. Иногда можно встретить модель, которая скучает до позирования, немного скучает во время позирования и скучает после позирования. Кажется, тихая тупая скука сидит в ней от рождения, и ее не снять ни указаниями, ни динамитом. Такие модели очень редко могут быть полезными. Только по счастливой невероятной случайности и только в драматических сюжетах. Если модель обладает достаточно приличной фигурой, способной компенсировать этот недостаток, ее можно использовать в совершенно спокойных, безмятежных пластических композициях.