Пластичная модель. Работа с группой

Групповые портреты требуют тщательной предварительной подготовки. Чтобы позирование не обернулось полным провалом, необходимо до его начала проконтролировать некоторые необходимые составляющие, среди которых:
1. Общий замысел, который надо реализовать.
2. Несколько пробных набросков.
3. Необходимое количество моделей нужного типажа.
4. Подходящие костюмы или их элементы.
5. Место съемки со всем необходимым реквизитом.
6. Всевозможные принадлежности: предметы, которые модели будут держать в руках, заколки, гребни, ножницы, кисти, грим, кольдкрем, тряпки, аптечка. За все это должен отвечать определенный человек.
Управление позированием для групповых портретов
Только когда есть уверенность в наличии всего необходимого, можно приступать к построению группы. На групповых портретах, как правило, доминирует один персонаж, вокруг которого и будет строиться портрет. Исходя из этого предположения, определите сначала место и позу модели, играющей главную роль. На этом этапе не надо углубляться в детали и точную установку позы. Как только положение основной фигуры в общем определено, и она освоила заданную позу, к ней добавляется вторая по значению модель, поза которой определяется по отношению к позе первой. Точно так же не стоит углубляться в детали. Потом относительно первых двух определяется поза третьей модели. Остальные модели, если они есть, организуются подобным же образом с учетом расположения первых трех.
Когда все предварительные установки завершены, доминирующая модель должна наполнить позу эмоциональным содержанием. При этом поза тщательно корректируется и устраняются ошибки. Наконец, все остальные модели в группе эмоционально настраиваются, их позы доводятся до полного соответствия задуманному, ошибки устраняются.
На этапе последних изменений и приготовлений бывает полезно неожиданно посмотреть на готовящуюся композицию с разных, не предполагавшихся заранее, точек и ракурсов. Также полезно использовать разные приемы, чтобы взглянуть на сюжет свежим взглядом, например, отвернуться ненадолго и потом снова посмотреть на группу. Или попытаться посмотреть на группу искоса, согнуться и посмотреть, просунув голову между своих ног. При таком тщательном рассматривании можно заметить какие-то новые взаимосвязи, рисунки, линейные ритмы, требующие усиления, а некоторые ранее не замеченные ошибки становятся очевидными. Такое рассматривание позволяет быстрым взглядом охватить всю сцену целиком, а не как совокупность нескольких прорабатываемых деталей.
Начинайте делать снимки уже на этапе последних приготовлений. Снимайте много. На то, чтобы найти, получить и собрать все составляющие группового портрета, вам потребовались большие усилия и немалые средства. В этой ситуации неразумно экономить на негативах, поэтому после каждого небольшого изменения делайте новую серию фотографий.
Запланированную или зарисованную первоначальную идею изображения надо рассматривать не как некий канон, которого надо во что бы то ни стало придерживаться, а лишь как отправную точку. При работе с группой неизбежно появятся варианты, отличающиеся от исходного. Бывает, что жест или реакция второстепенного персонажа наводят на мысль о новой мизансцене, где этот персонаж играет главную роль. На эти намеки или варианты необходимо реагировать, потому что они часто приводят к более выразительным и непринужденным фотографиям, чем те, которые были задуманы.