Модель. Что снижает выразительность

Если говорить о фотографии, то примеров удачного явного изображения драмы чрезвычайно мало, но зато все любительские конкурсы наводнены такого рода снимками - с вымученными жестами и бессмысленными гримасами. Одним словом, эти неудачные попытки - не драматические фотографии, а фотографии драмы. Драма второго рода - предполагаемая - имеет дело не с очевидным действием или столкновением противников, а с предположениями, скрытыми эмоциями, сдерживаемой силой, потенциально острыми моментами или отголосками только что отгремевших бурь. То есть сам образ персонажа уже содержит драму, он - результат накопления бушевавших страстей.
Именно этот вид драмы отличает такие великие портреты, как автопортрет Да Винчи в образе старика или портрет Сикста X кисти Тициана. Именно такого рода драма отсутствует в работах американского скульптора и графика Сарджента, отличающихся исключительным, но поверхностным сходством. Очевидно, драма второго рода более подходит для художественного изображения, так как здесь нет буквальных эмоций и действий, разрушающих пантомимический символ.
Помимо эмоций драма очень часто включает в себя действие. Действие в драматическом изображении должно сводиться к созданию пантомимического символа. Оно должно не показываться явно, но лишь предполагаться. Явная демонстрация действия - это задача для папарацци и спортивных фотографов, столь мастерски преподносящих нам застывшего в прыжке через барьер бегуна, рвущего ленточку спринтера или политика с открытым ртом и недопроизнесенным словом - то есть драматические фотографии первого типа. Мы часто видим это на киноафишах.
Буквальное изображение действия в драматических фотографиях тянет за собой еще одну проблему. Если в сцене участвует более одного персонажа, то имеется не только действие, но и реакция на него. Изображение действия самого по себе может вызвать ощущение незаконченности, как это бывает на фотографии идущего человека с навечно поднятой одной ногой. С другой стороны, одновременный показ и действия, и реакции (что часто встречается в рекламе кино) вызывает ощущение несоответствия, потому что на самом деле реакция следует за действием. Это снижает интерес к изображению. При просмотре фильма, для которого делалась такая реклама, ощущения несоответствия не возникает, потому что события в фильме происходят во времени, реакция всегда следует за действием, и интерес не теряется. А вот несообразное совмещение действия и реакции на него часто сбивает с толку.
Таким образом, на драматических фотографиях лучше всего показывать действие с помощью символов и предположений. В любом действии можно, не показывая его целиком, найти фазу, дающую о нем полное представление. Состояние, которое предполагает, что может произойти внезапная приостановка действия или оно должно вот-вот начаться, или только что закончилось, обладает огромной энергетикой. Поэтому, например, внешне пассивная и сдержанная фотография может быть исключительно драматичной, если она подразумевает возможность действия.
Передача движения
Буквальной передачи действия необходимо избегать; действие должно предполагаться либо как только еще начинающееся, либо как только что завершенное. Несколько иная проблема возникает при передаче движения. Некоторые виды движения имеют право быть переданными на фотографии. К ним относятся те, которые характеризуют представляемый объект или персонаж. То есть марширующих солдат характеризует то, что они маршируют, танцора - то, что он танцует, а океан - то, что волны постоянно накатываются на берег. Такие движения обычно ритмичны и цикличны, повторяются почти без изменений.
При художественном представлении такого рода движений существует одна проблема: надо выбрать такой момент в цикле, чтобы наилучшим образом передать ощущение повторяющегося движения. Скорее всего, таким моментом будет кульминационная точка цикла, мгновение, когда кажется, что движение остановилось. Например, волна предстает в лучшем виде, когда ее изогнутый гребень на миг нависает, чтобы потом рассыпаться в пенном беспорядке. Марширующих солдат лучше всего представлять, когда их ноги находятся в высшей точке, а движение танцовщицы выигрышнее всего передается в кульминационный момент танца.