Модель как элемент выразительности

Качество самой картинки может быть потрясающим и воздействовать, как сигнальная ракета, но в нее не хочется внимательно всматриваться, достаточно одного взгляда. Точное фотографическое фиксирование щетинок на свиной мордочке или буквальное изображение обнаженной женщины в корыте для стирки может быть предметом научного или иного интереса, но потом закономерно возникает вопрос: «Ну и что?». Такие фотографии ничего не значат, ничего не выражают.
Обманчивость эмоций
Ключ к поведению модели - «выразительность», а не «эмоциональность». Существует тенденция преувеличивать значение эмоций в искусстве. Нам даже категорически заявляют, что, мол, «все искусство - это эмоции». Эмоции - это категория, которая может завести совсем не туда. Получается, что чем больше эмоций, тем больше искусства. Если следовать этому критерию, то желтый журнал - это большее искусство, чем «Илиада», а извещение о том, что вы выиграли на ирландских скачках, - несомненный литературный шедевр.
По силе настоящих переживаний искусство не может конкурировать с настоящей жизнью. Как отмечал американский критик и знаток живописи Лео Стайн, поглощенные искусством посетители художественного музея немедленно оставят созерцание его сокровищ ради кровавой автокатастрофы напротив. Но важно другое: после того как посетители музея посчитают жертвы и поглазеют на машины скорой помощи, все они вернутся обратно, вернутся к тому постоянному интересу, источником которого служит для них искусство. Автокатастрофа существует на какой-то момент. Она заряжена эмоциями, она привлекает внимание, но, в общем, ненадолго. В искусстве же есть глубинный смысл. Он есть, он будет завтра и всегда.
Попытка свести искусство к эмоциональной основе бесплодна: в великих произведениях искусства эмоция часто очень неоднозначна, а порой и вовсе отсутствует. Вряд ли кто-то может быть уверен в определенности эмоциональных оттенков, скажем, в Моне Лизе, Венере Милосской, Тадж-Махале. Некоторые произведения искусства, такие как египетские скульптуры эпохи Древнего царства, огромной силой своего воздействия обязаны полному отсутствию таких преходящих человеческих банальностей, как эмоции.
Честно говоря, эмоции довольно часто изображаются на картинах, и именно поэтому, без сомнения, существует тенденция преувеличивать значение эмоции как изобразительного элемента. Эмоция может быть выражена. Может быть выражено полное отсутствие эмоций. Самое важное здесь - это факт наличия выражения. Если говорить о модели как об элементе выразительности, то неважно, кто она на самом деле, важно, что она сообщает нам, используя изобразительные средства. Задача художника - внести ясность в смысл с помощью физических средств.