Выразительность мужских и женских тел

Если отсутствие одежды на модели логически не обосновано, как, например, на картине французского художника Жерома «Фрина перед судом», то не следует в драматический сюжет с мощными эмоциями включать обнаженное тело. В частности, именно эта неудачная комбинация портит определенного сорта фотографии с такими расхожими названиями, как «Раскаяние» или «Восторг»: обнаженные женщины предстают на них в судорогах отчаянных фальшивых переживаний.
С другой стороны, мужская фигура связывается с активностью и выражает ее. Лучший способ демонстрации мужского тела - борьба, схватка, как, например, в скульптурах на метопах Парфенона, в группе «Лаокоон» и т. д. Даже такая внешне пассивная фигура, как «Мыслитель» Родена, полна внутренней борьбы такой первозданной силы, что она переходит на телесный уровень. Однако пластическими средствами невозможно передать работу мозга профессора Эйнштейна при разработке им общей теории относительности.
Выразительные свойства ошибок
Бывают обстоятельства, когда при позировании можно намеренно пойти на совершение определенных пластических ошибок. Единственным их оправданием может быть усиление выразительности. Ошибки потому называются ошибками, что они нарушают правильное представление о строении человеческого тела. Строение человека практически всегда лежит в основе художественного изображения, но порой для более яркого выражения замысла требуется нарушить это строение.
Существуют случаи, когда ошибки могут усилить выразительность. Выступающая лопатка или «складчатый живот» хорошо подойдут старости и крайней дряхлости. Стоящая в профиль стопа вполне уместна при изображении образа крестьянина, символизируя стабильность и тесный контакт с землей. Уродливая угловатая поза, возникающая, если упереть руку в бок над подвздошной костью, хороша для демонстрации вульгарной скандальности. Прежде чем решиться прибегнуть к ошибкам для усиления выразительности, фотограф должен задать себе два вопроса:
Что важнее в сюжете: пластика или выразительность?
Нет ли лучшего способа, чем использование ошибок?
Необходимо исключительно деликатно обращаться с выразительными элементами при фотографировании таких пластических объектов, как обнаженная натура. Подчеркивание несогласующихся ошибочных элементов может внести в изображение крайнюю дисгармонию, подобную диссонансу Стравинского, помещенному в середину менуэта Гайдна. Очень часто замысел можно эффектно реализовать и без нарушения строения тела. В таком случае лучше, конечно, обойтись без умышленных ошибок. Все вышесказанное ни в коем случае не следует считать оправданием бездумного и ненужного использования ошибок. К ошибкам следует прибегать крайне дозировано, с осторожностью и с полным пониманием их значения. Внесение нескольких ошибок недопустимо ни в коем случае. Ошибка гораздо лучше работает, если она одна.