Взаимодействие фигуры и фона
Выразительные свойства модели проявляются особым образом при фотографировании ее на фоне пейзажа. Пейзаж и фигура модели представляют собой два разнотипных элемента. Сущность пейзажа в большой степени заключена в настроении, а в создании настроения решающую роль играет освещение. С другой стороны, для изображения человеческой фигуры большее значение имеют ее форма и личность, а освещение вторично и требуется, в основном, для того, чтобы фигуру было видно.
Поэтому фигура и пейзаж на одной и той же фотографии нё могут быть равноправными, что-то должно доминировать. При работе над любой фотографией художник должен четко уяснить для себя, а также ясно показать зрителю, какому из двух элементов отводится главная роль. Таким образом, существует два определенных и разных способа изображения фигуры на фоне пейзажа, то есть два разных способа сочетания фигуры и фона, а именно:
1. Фигура доминирует, пейзаж вторичен.
2. Пейзаж доминирует, фигура вторична.
Сочетанием первого типа характеризуются работы англичанина Александра Кейгли. Пейзаж у него - превосходная, но второстепенная декорация, на фоне которой его персонажи разыгрывают драму. Работы Леонарда Миссона, как правило, относятся к сочетанию второго типа. Человеческие фигуры на его работах играют подчиненную роль и используются, если можно так сказать, в качестве указующих перстов, вводя зрителя в фотографию. Добившись своей цели, эти фигуры изящно переводят интерес зрителя на доминирующий пейзаж.
Любая фотография, на которой фигура и пейзаж вызывают примерно равный интерес, неизбежно плоха. Какой-то один элемент должен явственно доминировать. Выдвинуть или, наоборот, отодвинуть на задний план фигуру на фоне пейзажа можно разными способами. Вот некоторые из наиболее действенных:
1. Освещение. Ярко освещенная фигура доминирует. Фигура в тени второстепенна.
2. Положение. Фигура, находящаяся ближе к центру кадра, сильнее бросается в глаза, чем фигура на краю.
3. Размер. Большая фигура доминирует, маленькая играет подчиненную роль.
4. Тон. Контрастный по отношению к фону тон одежды выделяет фигуру, схожий с фоном - наоборот. То есть темная одежда выразительна на светлом фоне и второстепенна на темном.
5. Контраст. Если фигура сама по себе выглядит контрастно, она выразительна. При слабом контрасте фигура второстепенна.
6. Детали. Включение различных деталей в изображение фигуры выделяет ее. Недостаток деталей отодвигает фигуру на второй план.
7. Лицо. Фигура с обращенным к зрителю лицом активнее, чем отвернувшаяся.
8. Направление движения. Движение к зрителю выделяет фигуру, движение от зрителя (вглубь фотографии) приуменьшает ее значение. (Так, например, у Миссона от зрителя уходят маленькие фигурки людей на дороге)
9. Жест. Жест может привлекать внимание. Бездействующая фигура второстепенна.