Проблемы позирования. Торс
Торс можно разделить на три основных приблизительно равных объема: грудную клетку, талию и таз. Первая и вторая части разделяются по нижнему краю грудины, а вторая и третья - по пупку. Верхний и нижний объемы, или блоки, то есть грудная клетка и таз, относительно жесткие и неизменные. Гибкость торсу придает в основном средняя секция - талия или живот. Подвижность торса позволяет ему достаточно свободно принимать разные положения и позы. Тем не менее основное ощущение от торса - массивность и монументальность. Художественное изображение торса должно поддерживать это ощущение.
Торс - самая прекрасная с точки зрения пластики часть тела. В сравнении с его мощью руки и ноги - хоть и выразительные, но вспомогательные части тела. Разбитые фрагменты античных статуй, лишенные рук, ног и голов, все равно поражают нас ритмикой и чистотой изображения торса. Торс вечен, лицо случайно. Торс - это средоточие энергии, силы и мощи физического тела. Торс содержит в себе жизненно важные органы, основные нервные и половые центры. Именно торс наиболее интересен при изображении обнаженной натуры.
Ягодицы и грудь, благодаря их пластическим свойствам, а также значению с точки зрения вторичных половых признаков, всегда были предметом восхищения как красивейшие части женского тела. В Национальном музее в Неаполе хранится позднегреческая скульптура, известная как Венера Каллипига. Название это в литературном переводе означает не что иное, как «Венера с прекрасными ягодицами». Более примитивные народности часто восхищались крупнозадостью как признаком породы и плодовитости. Это восхищение выражалось в фигурках и статуэтках с излишне, до гротескности, увеличенными соответствующими частями.
Вид женской груди сильно зависит от возраста, расы и физического состояния модели. Некоторые варианты безобразны и неприемлемы с фотографической точки зрения. Наиболее распространенные виды груди вполне поддаются классификации.
1. Может быть, самый прекрасный тип груди - это так называемая «грушевидная грудь». Грудь этого типа более других ценится на Востоке. Грушевидные формы можно обнаружить в японской и китайской живописи, в скульптурах Анкор-Вата. Этот тип груди встречается нечасто. Типичный профиль такой груди высокий, полный и сильно выпуклый сверху.
2. Грудь, характерная для Западной Европы не столь полная, как грудь, описанная выше, и плоская или даже вогнутая сверху. Ее характерная особенность - сосок, расположенный выше середины груди.
3. В современной Америке чаще всего встречается тип груди - маленькая, плоская, компактная грудь часто принадлежит худому атлетическому телу. Небезынтересно отметить, что американский тип груди не слишком сильно отличается от того, который считали идеальным греческие скульпторы. Их грудь имеет более выпуклый контур, но так же симметрична и компактна.
К сожалению, грудь находится в своей лучшей форме всего несколько лет. Увеличение веса и ослабление поддерживающих тканей приводит к тому, что грудь приобретает характерные контуры зрелости. По этой причине модели после двадцати пяти лет редко подходят для фотографирования в обнаженном виде. Кроме перезрелости, есть еще два довольно часто встречающихся изъяна в структуре груди, не позволяющие фотографировать модель обнаженной. Порой груди расположены слишком широко, так что возникает нелепое ощущение, будто между ними сильно натянуты мышцы. Аномалия противоположного рода - слишком близкое расположение грудей, часто сопровождающееся выпученной грудиной (так называемая «куриная грудь»).
Следует указать некоторые простые приемы фотографирования торса, которые позволяют наилучшим образом показать грудь. Модели нужно посоветовать сделать глубокий вдох и одновременно выпрямиться, приподняв нижние ребра. И в сидячей, и в стоячей позе модель должна держаться прямо, но без напряжения. И, конечно, избегайте контрастного освещения. На многих современных фотографиях обнаженной натуры можно заметить сильное желание показать грудь торчащей и объемной. Для этих целей применяется жесткий боковой свет, а это приводит к тому, что вместо изысканного контура и нежной лепки груди получается нечто, похожее на восход в Альпах.
Деликатный вопрос
Удалять или оставлять волосы на лобке при художественном изображении обнаженной натуры - деликатная проблема, требующая честного подхода. Старые почтовые правила решали проблему по-своему: они предписывали жестоко отбраковывать как непристойные открытки, на которых можно было разглядеть лобковые волосы, и запрещали их к пересылке. С точки зрения художника вопрос решается не так просто. Хороший вкус - единственное, чем следует руководствоваться. Верное ощущение того, что подходяще и уместно, позволит сделать выбор между удалением и сохранением. Как представляется, при съемке обнаженной натуры в помещении с акцентом на структуру и пластические качества модели волосы с лобка надо обязательно удалять. Их сохранение дает явную натуралистическую нотку, не согласующуюся с темой и способом ее раскрытия. С другой стороны, при фотографировании обнаженной натуры на открытом воздухе при солнечном освещении, когда задача фотографа - показать здоровую полнокровную плоть (как это делает, например, д-р Грабнер), сохранение лобковых волос представляется вполне уместным. Их отсутствие в этом случае казалось бы искусственным.