Проблемы позирования. Плечи, руки и кисти. Часть 2

Кисти рук - самая индивидуальная и выразительная часть тела после лица. Иногда, правда, если лицо совсем невыразительное или на нем застыло выражение стандартной миловидности, кисти рук могут выражать больше, чем лицо. Не проявившаяся иным образом красота может быть показана через кисти рук, и наоборот, правильно созданный лицом образ может быть разрушен бесформенными примитивными кистями рук. О красоте иных кистей рук можно слагать легенды. Например, итальянская актриса Элеонора Дузе, возможно, лучше всего запомнилась благодаря неземной красоте и выразительности кистей ее рук в таких ролях, как слепая девушка в «Мертвом городе».
Влияние личности человека на кисти его рук столь сильное, что в примитивных сообществах кисти придавали особое мистическое и религиозное значение. В руках заключены особые загадочные силы. Возложением рук лечили болезни. А в Англии считалось, что золотуху («болезнь королей») можно излечить только прикосновением руки монарха. Кисть руки сохраняла свои свойства и после смерти ее обладателя, например, в Средние века воры сжигали так называемую «руку славы» - засоленную и высушенную кисть руки повешенного преступника, чтобы хозяева дома, который они собирались грабить, в этот момент крепко спали. Кисти рук участвуют в литургических и иных таинственных ритуалах. В некоторых странах Европы до сих пор считают, что такой вульгарный жест, как кукиш, имеет некоторое магическое воздействие.
При такой очевидной исключительной важности кистей рук кажутся странными сплошь и рядом встречающиеся небрежность и невнимание к их положению при позировании. Очень распространенная ошибка, нередко выдающая волнение модели, - переплетение пальцев. Сложилось представление, что сцепленные в замок пальцы вызывают негативные ощущения. Так, римляне воспринимали этот жест как отказ от сделки, а в сенате стискивать пальцы не разрешено было никому. В художественной композиции принято считать, что завязанные узлом или сплетенные пальцы свидетельствуют о том, что человек находится под воздействием каких-то подавляющих обстоятельств или сил.
Кисти рук настолько выразительны, что мы плохо воспринимаем любую позу, лишающую их этой выразительности. Совершенно расслабленная кисть руки означает смерть или полную потерю индивидуальности. Особенно скверно выглядят кисти, расположенные как попало, словно какие-то неживые предметы. Нежелательны и растопыренные веером пальцы: кисть в таком случае выглядит плоской и невыразительной.
Кисти рук должны быть расположены так, чтобы ясно были видны отдельные пальцы. Лучше всего кисть смотрится не параллельной фотоаппарату, а при съемке с ребра или в три четверти. Такие ракурсы заметно уменьшают массивность кисти и одновременно подчеркивают ее выразительность. Попробуйте найти для каждой руки свое положение. Проще всего показать на портрете только одну из них. Если кисти все же соприкасаются, постарайтесь, чтобы они несли какие-то индивидуальные черты. Посмотрите, как на снимке, сделанном по образцу известной дюреровской гравюры, решается эта проблема. Правильное строение и положение кистей, так же как и любых других частей тела, может быть испорчено, изуродовано светом.
Если модель держит что-то в руках, возникает проблема соразмерности. Усилие, с которым предмет удерживается, должно соответствовать его природе и весу. Если, не предупредив нервную модель, дать ей цветок, то вместо того, чтобы нежно прикоснуться к нему, она схватит стебель, как черенок лопаты. Наоборот, такие массивные объекты, как кинжал или та же лопата, непозволительно держать робко или неуверенно.
Запястье
Суставы запястий, разумеется, непосредственно связаны с кистями рук, и поэтому к ним относятся те же проблемы, что и к положению кистей. Красивая постановка кисти может быть испорчена безобразно вывернутым запястьем. При работе с запястьем, как правило, возникает несколько стандартных ошибок. Во-первых, избегайте перегнутого запястья. Излишний изгиб или поворот запястья выгладят, как последствие несчастного случая. При расположении запястья руки, поддерживающей вес тела, также надо исходить из соображений соразмерности. Переломленное запястье наводит на мысли о неуклюжести и лишнем весе. Никогда не обрезайте запястье другими частями тела, одеждой или кадрированием. Рука, «обрезанная» между запястьем и локтем, не вызывает мысли об увечье.
Ошибка, противоположная первой, - это абсолютно выпрямленное запястье, Аппарат запястья очень тонок, работа его восьми костей очень точна, он очень чутко реагирует на малейшие изменения положения пальцев. Поэтому такое выпрямленное запястье (особенно при изображении женского тела) выглядит неестественно и безобразно. Более или менее допустимым можно считать выпрямленное запястье при показе особо мускулистого мужского тела. Если на снимке изображен жест, запястье должно приблизительно следовать за кистью.