Проблемы позирования. Одежда и анатомия

Конечно, подробное обсуждение истории и основ дизайна одежды не является назначением этой статьи. Тем не менее нелишне сформулировать несколько основных принципов, которых стоит придерживаться, подбирая сочетания элементов костюма, а также оценивая пригодность для изобразительных целей современной одежды, с которой приходится иметь дело. Стоит еще раз повторить основной принцип дизайна костюма: одежда должна соответствовать сложению тела, на которое она надета, и подчеркивать его. Поэтому избегайте ярких контрастных оттенков в одежде, так как в противном случае одежда, а не тело, будет доминировать на изображении.
Большую проблему для портретиста могут создать головные уборы. При художественном изображении головы человека главенствовать должны форма черепа и черты лица. Поэтому плоха та шляпа, которая уводит от них взгляд. Важный изобразительный элемент костюма - вырез платья. В женских нарядах следует избегать прямого V-образного выреза, хотя такой вырез и был популярен в разные периоды да и теперь частенько используется в одежде. Его угловатое построение - резкое, грубое и явно мужское по смыслу - не может украшать женщину и не соответствует линиям ее тела. Некоторые фотографы используют V-образный вырез при фотографировании тучных женщин, чтобы уменьшить кажущиеся размеры тела. Но V-образный вырез неприемлем и в этом случае и часто не решает проблему, потому что сильный контраст форм скорее подчеркивает, чем уменьшает округлость лица.
V-образный вырез измененной формы, с одной стороны, женщинам обычно идет, а с другой - соответствует женскому телосложению. Квадратный вырез имеет те же недостатки, что и V-образный, то есть он абсолютно неженский. Однако если изменить углы так, эта линия может весьма подойти модели с красивым горлом и крепкой грудью. Для женского костюма оптимальна округлая линия выреза, поскольку она хорошо сочетается с контурами лица и тела. Форма может быть любой - от плоского овала до глубокого выреза. Линия в виде точного полукруга некрасива, так как вызывает слишком много механистических ассоциаций. Самый красивый и наиболее естественный вырез повторяет форму, которую принимает подвешенная за два конца цепь. Эту же форму, разумеется, принимает и ожерелье.
Избегайте линии выреза, проходящей непосредственно в месте соединения шеи с плечами. Этот вырез выглядит так же непривлекательно, как обрезание ног или рук на уровне суставов. Я уже говорил, что нежелательно обрезать руки на уровне локтя или запястья, а ноги - на уровне колена или лодыжки. Необходимо еще раз упомянуть об этом применительно к одежде. Самый уродливый из всех рукавов - это рукав точно по локоть. Локтевой сустав должен быть либо полностью виден, либо полностью скрыт. Рукав также не должен подходить слишком близко к запястью. Он должен заканчиваться либо между локтем и запястьем, либо, наподобие средневекового рукава, продолжаться существенно за запястье, заканчиваясь на кисти.
Точно так же юбка или платье должны заканчиваться либо явно выше колена (как, например, шотландский килт или греческая фустанелла), либо определенно ниже его (как, например, классическая балетная юбка). Худшая длина для юбки - до колена или непосредственно выше колена. Само колено, оказывающееся при этом изолированным и ни к чему не относящимся, выглядит крайне несимпатично. Кажется, что вместо колен мы смотрим на парочку окороков. 1928-1929 годы, когда мир содрогнулся, как в ночном кошмаре, при появлении сотен миллионов открытых колен, без сомнения, можно отнести к самому катастрофическому упадку моды за все времена. Однако если юбку поднять на 15 см выше колена, связь коленного сустава с остальным телом восстанавливается, и результат становится весьма привлекательным.
Юбка, заканчивающаяся точно на лодыжке, увеличивает размер ступни. Этот эффект исчезает, если юбку поднять или опустить. Длина юбки в разные времена сильно меняется по требованиям моды, но существует только одна оптимальная длина - между коленом и лодыжкой. Эта длина определяется линиями икры. Если юбка слишком коротка, то глаз, продолжая линии икры, сведет их на нет, и нога будет казаться меньше. Если же юбка слишком длинная, такое же продолжение линий приводит к тому, что нога кажется огромной. Правильная длина юбки такая, при которой линии икры кажутся абсолютно или почти параллельными.
Разумеется, глаза наблюдателя обычно расположены существенно выше подола. При таком угле зрения кажущаяся длина юбки увеличивается. Поэтому обычно для компенсации этого эффекта юбку делают немного короче. Насколько короче - зависит от размера юбки, так как эффект тем сильнее, чем шире юбка. С другой стороны, фотоаппарат часто располагается ниже обычного уровня глаз. При этом для сохранения кажущейся длины юбки или спортивного платья может потребоваться их немного удлинить.
Положение пояса также должно соответствовать строению тела. Торс состоит из трех примерно одинаковых объемов - груди, талии и таза. Точками раздела служат грудина и пупок. В хорошие для моды периоды именно эти две точки определяли положение линии пояса. Средним и обычным положением была высота, определяемая пупком. В греческих платьях, а также в платьях стиля ампир линия пояса поднималась до основания грудины. Любое положение пояса между этими двумя точками выглядит, в общем, неправильно. Линия пояса, проходящая по бедрам, заставляющая предполагать, что пояс сполз, смотрится неуклюже. Очень изящен, тем не менее, пояс восточного типа, проходящий над бедрами на спине и спадающий спереди к лобковой кости. Пояс такой формы не противоречит строению тела, так как спереди он почти параллелен паxy.
Интересно отметить, что в благоприятные для моды времена существовала связь между уровнем пояса и высотой прически. Когда уровень пояса поднимался, как в греческих платьях или в платьях в стиле ампир, волосы собирались в более высокую прическу. Когда носили низко сидящий восточный пояс, прическа была насколько возможно низкой.