Проблемы позирования. Костюм и его элементы. Часть 1

1. защита;
2. стыдливость;
3. стремление к украшению.
Бурные дебаты по поводу того, какая из причин первична, не утихали долгие годы. Сторонники материалистических воззрений считали, что первая, а госпожа Гранди настаивала на второй, утверждая, что одежда была просто «признаком показного стыда человека». Сегодня большинство сходится во мнении, что, хотя потребность в защите и приобретенный комплекс стыдливости и влияли впоследствии на виды одежды, все-таки основной причиной, заставившей человека носить одежду, было стремление к украшению.
В основе всех попыток человека украсить себя лежит, по-видимому, неистребимый комплекс неполноценности. Обнаженный человек чувствует себя очень маленьким и одиноким. А декоративность одежды помогает ему возвыситься и утвердиться во враждебном мире и в своем собственном сознании в качестве прекрасного и внушительного индивида, соваться в дела которого небезопасно. Эти усилия очень четко отразил Эмиль Зеленка в своей широко известной классификации способов украшения тела. По Зеленке существует два основных способа, которыми человек может украсить себя: украшение тела, в основном присущее примитивным народам, и украшение внешнее (то есть с помощью одежды).
К украшению тела он относит:
- нанесение шрамов (то есть украшение с помощью шрамов);
- татуирование;
- раскрашивание;
- нанесение увечий;
- изменение формы.
Используя эти методы, человек старается превратиться из испуганного неуверенного млекопитающего, которым он является на самом деле, в источник изумления и страха для своих врагов. Среди видов наружных украшений Зеленка упоминает следующие:
Вертикальные - направленные на увеличение видимого роста. К этой категории можно отнести головной убор из перьев индейского вождя, а также цилиндр сенатора.
пространственные - призванные увеличить видимые размеры. Отсюда и женские платья с широкими плечами, и подплечики в костюмах для мужчин, чтобы они выглядели сильными и мужественными.
Направленные - подчеркивающие движения тела. К этой категории относятся струящиеся драпировки и развевающиеся перья, которые усиливают впечатление от движения, особенно против ветра.
Кольцеобразные - подчеркивающие округлость тела. К ним относятся браслеты, ожерелья и пояса.
Местные - выделяющие определенную часть тела. Так, женщины носили турнюры, чтобы подчеркнуть женские контуры. А мужчины были склонны преувеличивать впечатление от своих достоинств с помощью гульфика.
Все эти уловки свидетельствуют об усилиях человека показать себя немного более сильным, крупным или быстрым, чем он есть на самом деле, а также подчеркнуть, приукрасить, т. е. сделать более выразительным само тело.