Некоторые ошибки при работе с торсом

Сидящая модель должна всегда держаться прямо. В противном случае у нее будет складчатый живот. К тому же при такой позе, как показано на последнем рисунке, неудачно выглядит грудь. Если модель не держит спину прямо при съемке в три четверти со спины, это сразу заметно по опущенным торчащим лопаткам. Если при съемке в три четверти туловище не поддерживается прямым позвоночником, оно выглядит, как бесформенный толстый мешок.
Спина - далеко не самая интересная часть женской фигуры. Нетрудно заметить, что спина - большая однообразная область лишь с несколькими признаками структуры. Несмотря на это спину часто запечатлевают скромные фотолюбители, которые испытывают робость при фотографировании обнаженной натуры со стороны груди. Как представляется, существует лишь одна поза, при которой можно показать женскую спину достаточно эффектно. Изгиб позвоночника выражает силу и упругость. Две характерные ямочки усиливают ощущение крепкой мускулатуры. При этом сохраняется женственность. Скорее всего, вид туловища со спины будет включать непрезентабельные шершавые локти, о которых говорилось в третьей главе, и надо подумать, как избежать этого.
Модели при позировании очень часто кладут руку на бедро. Однако даже при таком простом действии невнимательность может привести к ошибкам. Если только замыслом фотографа не является изображение вульгарной прачки, руку никогда нельзя располагать на гребешке подвздошной (бедренной) кости или выше его. Рука, лежащая на подвздошной кости, сжимает линию талии, а из-за этого бедро начинает уродливо выпирать. Напротив, рука, лежащая ниже подвздошной кости, полностью соответствует линии изгиба бедра и деликатно ее подчеркивает.
Небрежная постановка сидящей фигуры приводит к ошибке, которую один из моих учеников деликатно назвал «сплющенным бедром». Ягодичные мышцы немного сплющиваются под весом тела, и это нормально. При фотографировании, однако, такая деформация неэстетична, да и фигура выглядит тяжелой и грузной, Хорошие художники и рисовальщики исправляют ситуацию, восстанавливая сплющенную кривую. Фотограф может скорректировать это сплющивание и, следовательно, впечатление тяжести, если попросит модель перенести вес на дальнее от фотоаппарата бедро. При этом округлость ягодицы сохраняется.
Ошибка, схожая с предыдущей, - это «прерванное бедро». Она обычно возникает, если модель сидит или полулежит на драпировке, меховом ковре или диване. При этом зачастую складки драпировки, ковра, выпуклости дивана прикрывают или ломают характерные мягкие изгибы ягодицы или бедра. Таким образом, искажается линия, которая должна быть сильным структурным элементом изображения. Если эта линия закрыта на существенном отрезке длины, то может также казаться, что невидимая ее часть сплющена.
Можно устранить или скомпенсировать многие недостатки тела и лица, но есть один изъян, чрезвычайно мешающий фотографу. Многие прекрасные тела приходилось признавать временно непригодными для фотографирования в обнаженном виде из-за следов загара. Все усилия по наложению даже самого толстого грима будут тщетными, потому что следы загара будут видны несмотря ни на что. Умный фотограф, заметив следы загара, отменит позирование и предложит модели пройти десятидневный курс полного загара или... назначит новую встречу на ближайший декабрь.
Напротив, шрамы и следы операций обычно не препятствуют съемкам в обнаженном виде. В отличие от следов загара, испорченная шрамами область тела, как правило, невелика. Любой фотограф, обладающий навыками ретуширования, сможет легко удалить шрамы с негатива или отпечатка. Укорачивание торса, даже очень сильное, может оказаться достаточно интересным и эффектным, разумеется, если фотографируется именно торс. Однако если укороченный торс контрастирует с другими, не укороченными частями тела, то результат разочаровывает своим уродством. Рисовальщик может позволить себе такие комбинации, потому что он волен вносить компенсирующие изменения в пропорции.
Торс особенно чувствителен к уродованию светом. Изобретательные фотографы с не слишком развитым вкусом очень любят три придуманных ими приема освещения. Это потрясающие приемы, но они нарушают основы строения тела.
1. Первый - это косая тень на белом фоне. В свое время каждый, скорее всего, делал подобного рода фотографии. К сожалению, они довольно часто попадают в салоны и журналы. Этот эффект может сразу ошеломить, но поистине клевещет на человеческое тело. Обратите внимание, как окружающие тени утолщают тело и конечности.
2. Второй прием заключается в использовании контрастного бокового света и черного фона. Картинки такого рода также встречаются часто. Обратите внимание на случайные выделенные светом части тела и на абсолютное отсутствие больших его фрагментов.
3. Третий из этих приемов - отбрасывание косых теней на само тело. Такие тени (от листьев, ставней, теннисных ракеток и проч.) создают непонятно зачем какой-то узор, жутко диссонирующий с рисунком тела. Нежный рисунок тела теряется в этом навязчивом механическом орнаменте, ценность которого не больше, чем у цветочков на дешевом ситце.