Физические аспекты позирования модели перед фотоаппаратом

Как не надо
Изучение пластических соотношений тела будет вестись с позиций «как не надо»; мы будем говорить об ошибках, которых необходимо избегать. Причина такого подхода ясна и имеет под собой основания. Изменчивость человеческого тела бесконечна. Работая с одной и той же моделью в течение двух дней, практически невозможно воспроизвести одну и ту же позу дважды. Применение какого-то устоявшегося «правильного» набора поз непременно ограничивает способность художника разбираться в пластических возможностях человеческого тела. Ошибки позирования, напротив, зачастую очевидны, их легко определить, классифицировать и использовать для логического подхода к проблеме. Указывая на ошибки, мы опираемся на эталоны классического изобразительного искусства, основанные на общепризнанных традициях изящества и гармонии.
Как будет показано ниже, ошибки весьма разнообразны. Очевидно, что на практике достаточно трудно избежать всех ошибок по крайней мере при определенных условиях работы. Стремление исключить одни ошибки может привести к появлению других. Кроме того, возможны случаи, о которых будет сказано далее, когда определенные ошибки делаются намеренно, для усиления эмоционального эффекта. Следует также сразу усвоить, что хотя все перечисленные ниже ошибки и приводят к плачевным результатам, но не все они одинаково серьезны. В общем случае существуют ошибки двух типов. Первые нарушают основные законы пластики, их нельзя допускать ни в коем случае. Вторые привносят в изображение раздражающие моменты, поэтому их тоже желательно не делать, но порой они неизбежны. Если такие огрехи не очень заметны и не слишком многочисленны, с ними можно мириться. Мы рассмотрим пластические возможности различных частей тела и укажем на ошибки, возникающие при позировании.
Исправление ошибок
Процесс фотографирования делится на три этапа, на которых можно выявить и исправить либо уменьшить ошибки позирования:
- позирование;
- проверка контрольных отпечатков;
- печать, во время которой можно управлять экспозицией
- или использовать другие приемы.
1. Большая часть работы приходится, естественно, на позирование как с точки зрения создания пластической композиции, так и для исправления ошибок.
2. Ошибки, не замеченные при съемке, зачастую шокируют своей очевидностью на контрольных отпечатках. Если ошибка явная и серьезная, особенно если она относится к упомянутым выше ошибкам первого типа, контрольный отпечаток надо признать негодным и выкинуть.
3. Замеченную на контрольном отпечатке ошибку можно иногда исправить при печати, используя специальные методы. Например, к таким ошибкам относятся так называемые «ловушки». Применение бромомасляной печати позволяет исправлять большее количество ошибок и даже некоторые структурные нарушения.
Освещение и строение тела
Нужно сказать несколько слов о проблеме освещения. Хотя, строго говоря, освещение и позирование относятся к разным категориям, но они так взаимосвязаны, что лучше рассматривать их вместе. Некоторые из обсуждаемых далее ошибок - по сути ошибки освещения. Неверно выставленное освещение и плохое позирование схожи в том смысле, что они нарушают основное пластическое строение тела человека. Даже великолепное эффектное освещение не спасет плохую позу, а хорошие поза и строение тела могут быть безнадежно испорчены неверным освещением. Освещение, называемое «базовым светом», рассматривается как стандартное. Основная доля в нем приходится на рисующий свет.