Улыбка модели

Улыбки на фотографиях можно разделить на четыре категории, из которых лишь одна выглядит приемлемо. Во-первых, это та улыбка, которую можно назвать «жужжащей». Я не показываю на фотографии улыбку этого типа, так как тысячи ее примеров можно найти в иллюстрированных журналах и рекламе зубной пасты. Она насильственная и безрадостная - настоящий парад резцов и клыков. Во-вторых, вымученная улыбка. Она тоже достаточно известна и не нуждается в демонстрации. Она получается, когда фотограф настаивает на улыбке, и измученный объект в конце концов сдается, поднимая верхнюю губу в безразличной гримасе, не скрывающей затаенную в глазах обиду.
Третий тип - это улыбка солнечного сплетения. Да-да, по аналогии с известным выражением «смех до колик в животе» она может быть названа «улыбкой до колик в животе». Эта улыбка, в отличие от описанных выше, естественна и спонтанна, она есть выражение животной радости. При работе с энергичной, полной энтузиазма моделью такой улыбки достаточно легко добиться. К сожалению, хоть эта улыбка действительно спонтанная и искренняя, ее чрезмерность и неожиданность придают ей сходство с «жужжащей» улыбкой. Ей до обидного не хватает сдержанности и контроля, так необходимых при художественном представлении.
Наконец, это управляемая улыбка. Физически она выражает себя в нужных рамках. Действительно ли у модели радостное настроение или нет, в данном случае неважно. Что по-настоящему важно, так это то, что выражение лица воспринимается зрителем как спонтанное и радостное и не разрушает фотографию своей вымученностью.
Улыбку в качестве изобразительного элемента следует использовать весьма умеренно. Даже самая привлекательная улыбка быстро приедается. Однообразность выражения вызывает поначалу пассивное неприятие, потом активное возмущение. Важно, что на картинах великих мастеров прошлого улыбки, конечно, появлялись, но не часто. Голландский живописец Франс Хале чаще других художников изображал улыбки, но всегда был очень осторожен и сдержан, не давая им выйти за определенные рамки. Знаменитая улыбка Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи написана с такой исключительной сдержанностью, что некоторые даже сомневаются, есть ли она на самом деле.