Индивидуальные черты и детали

Если глаза чрезмерно выпуклые, не стоит показывать их так, чтобы они смотрели прямо в фотоаппарат, если только вы не стремитесь к особому художественному эффекту, например, комическому или трагическому. Глаза выглядят менее выпуклыми, если снимать лицо в три четверти с опущенными веками, а также если приподнять передний осветитель на 30-40 см. Этот прием позволяет создать более темные тени под бровями, что увеличивает кажущуюся глубину орбит.
Проблемы другого рода возникают в случае узких, раскосых глаз. Часто это проблемы психологического характера, поскольку люди с таким разрезом глаз, как правило, скромны и застенчивы, и сужение глаз - это их защитная реакция на непривычный вид студии, особенно если они попали туда впервые. Таких моделей надо подбодрить и подвести их к позированию как можно более непринужденно и дружелюбно. В общем случае глаза такого типа приятнее смотрятся при съемке анфас. Голова должна быть чуть-чуть опущена, взгляд направлен немного выше фотоаппарата. Наилучшее освещение создается заполняющим светом, сдвинутым на 20-40 см в сторону от центральной линии, чтобы не светить модели прямо в глаза.
Слишком сильный наклон головы назад при съемке анфас или в три четверти приводит к очень невыгодному изображению носа. Ноздри становятся похожими на пещеры и сильно выделяются на фотографии. К сожалению, такие позы характерны для арт-фотографии определенного типа, когда модель выражает какие-то невообразимые эмоции. По-видимому, даже не стоит упоминать, что носы странной формы не следует изображать в профиль, если, конечно, такой показ не является истинной целью фотографии. Разумеется, такие носатые персонажи как, например, Сирано де Бержерак, просто требуют изображения в профиль, подчеркивающего их индивидуальность.
Большие оттопыренные уши - характерная забавная деталь у многих малышей. Безумно любящим мамашам, однако, уши их отпрысков зачастую кажутся маленькими, в форме раковины. Поэтому фотографам вряд ли стоит усердствовать в выделении таких деталей. Выдающиеся уши, естественно, более заметны при съемке анфас, особенно при низком расположении фотоаппарата, или если голова модели отклонена назад. Если все же съемка анфас необходима, можно заметно снизить акцепт на уши, приподняв фотоаппарат. Даже легкий поворот головы в сторону заметно уменьшит объем ушей, а при съемке в три четверти уши, хотя и не будут похожи на раковины, уж точно не покажутся оттопыренными.
Пожилые женщины с несколькими подбородками и нависшими челюстями - самая мучительная проблема для фотографа, Многие из них, тщательно рассматривая себя в зеркало, обнаружили, что если поднять голову вверх, то количество подбородков уменьшится, а часть морщин на шее разгладится. Поэтому, позируя, они непременно стараются прибегнуть к этому удачному, по их мнению, приему. На самом деле достигается прямо противоположный эффект. Выпяченный подбородок выглядит более крупным и тяжелым, чем на самом деле, вдобавок безжалостно проявляются все шейные складки и нависшие челюсти. Да и ноздри при такой позе выглядят, как конские, о чем уже говорилось выше.
В действительности модели с проблемами такого рода надо посоветовать держать голову просто прямо, не убирая и не выпячивая подбородок. Поднимите фотоаппарат выше лица модели на 30-40 см. Потом велите объекту наклониться в поясе немного вперед и чуть-чуть приподнять голову. На фотографиях, сделанных под таким углом, тяжеловесность нижней части лица заметно уменьшается. К тому же при наклоне вперед туловище объекта выглядит менее громоздким. При съемке тучных, дородных людей описанный выше метод дает наиболее выигрышный эффект. Этот метод можно применить и при слабом или чрезмерно крупном подбородке. Если подбородок маловат, надо опустить фотоаппарат, одновременно приподняв или слегка отклонив назад голову модели. Для выступающего подбородка и грубой челюсти применяется обратный маневр: поднятие фотоаппарата и легкий наклон вперед.
Человеку с короткой поджатой верхней губой улыбка никогда не добавит очарования. Антипатичность изображения усиливается с появлением складок на подбородке. Такие лица лучше всего снимать без улыбки, в три четверти и с приподнятым подбородком, красивая улыбка получается при верхней губе достаточно большой длины.