Голова и лицо. Ракурсы. Часть 2

Другая ошибка, нередко появляющаяся при изображении в профиль, - так называемый «слепой мешок». Он может возникнуть, когда подбородок сильно повернут в сторону плеча, параллельного фотоаппарату, а фон при этом хорошо освещен. «Слепой мешок», скорее всего, получится при боковом или полубоковом освещении, но может также появиться и при базовом. При этих видах освещения между плечом и подбородком образуется нарочито выделяющаяся яркая область. Ее яркость усиливается окружением темных объемов подбородка и плеча. Когда мы смотрим на такую фотографию, взгляд сразу устремляется к слепому мешку, и его трудно перевести на что-либо другое. Эта ошибка тесно связана с другой - «ловушкой», которую мы будем рассматривать в следующей главе.
Если вы заметили «слепой мешок» только на контрольном отпечатке, в большинстве случаев эту ошибку можно нейтрализовать при дальнейшей печати, просто затемнив эту область. В свободном и спокойном состоянии голова обычно балансирует на шее. Наклон головы вправо или влево, вперед или назад предполагает движение или действие. Положение анфас по смыслу обычно формально и действия не предполагает. Поэтому, когда голова находится в покое и плечи расположены ровно, голова не должна быть наклонена в сторону. При таком варианте изображения даже небольшие отклонения от вертикали выглядят неестественно.
При печати всегда желательно убедиться, что вертикальная ось головы параллельна границе изображения. Однако если портрет живо отображает движение или предполагает наличие сюжета, обычно требуется, чтобы голова была наклонена. Экспрессия, завитки волос - все требует наклона головы. Если эту фотографию скадрировать, расположив голову вертикально, она сразу станет неподвижной и неприятной, и при этом будет потеряна женственность. Наклон головы всегда необходимо скомпенсировать, подняв плечо, в сторону которого сделан наклон. Если поднять противоположное плечо модели, что нередко делают недостаточно профессиональные фотографы, это усилит ощущение несбалансированности, будет казаться, что модель хочет уйти из картинки.
Модели, неумело старающиеся изобразить скромность, зачастую поджимают подбородок и наклоняют голову вперед к фотоаппарату. Другие же, пытаясь показать пресыщенность или надменность, наоборот, выставляют вперед и запрокидывают голову. Усилия первых приводят к видимому увеличению надбровных дуг, а вторых - к заметному увеличению челюсти. В каждом случае возникает досадное искажение перспективы, а этих эффектов, если только они не требуются специально, лучше избегать. Опущенная голова при изображении в профиль или в три четверти, особенно при опущенных глазах, почти всегда выглядит неинтересно. Для такой позы существует только одно оправдание - изображение скромности. Даже если по замыслу фотография должна изображать глубочайшее горе или уныние, лучше расположить голову прямо, как, например, на картине Ессе Homo («Се человек!») итальянца Рени Гвидо.
Любимый трюк неопытных моделей - сильное запрокидывание головы. Такая поза, по их представлению, добавляет им обаяния и очарования. Но на самом деле при изображении анфас она вообще неприемлема: при этом, как мы уже знаем, выпячивается челюсть. При изображении в профиль или в три четверти запрокидывание головы следует использовать с осторожностью, потому что оно часто придает снимку излишнее напряжение или мелодраматизм.
Шея
Шея обычно немного наклонена вперед. Движение головы вперед или назад происходит за счет перемещений шеи между черепом и верхним позвонком и не влияет на этот наклон. При съемке в профиль наклон должен быть сохранен. Вертикальная шея без наклона создает ощущение, что объект находится в опасности или падает назад. Сильный поворот головы в сторону создает в пространстве между срединной и трапециевидной мышцами на соответствующей стороне шеи последовательность складок, обычно очень уродующих фотографию. Иногда такие складки намеренно подчеркиваются для создания конкретного образа, но в общем случае их лучше избегать. Проще всего избавиться от складок, если голову не поворачивать слишком сильно в сторону плеча. Другой способ - поднять ближнее к фотоаппарату плечо так, чтобы скрыть уродливые морщины (этот прием подробнее обсуждается в следующей главе).
Шея лучше всего выглядит, если голова слегка повернута в сторону. Такой поворот хорошо показывает красивую длинную линию грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. При изображении головы в профиль или полупрофиль, когда шея становится важной частью изображения, наилучший результат обычно достигается при легком наклоне головы в сторону фотоаппарата. При таком наклоне сохраняются правильные пропорции шеи и головы. Если же голова повернута, но не наклонена, то создается ощущение, что лицо отклоняется от фотоаппарата, к тому же в этом случае шея и линия челюсти вьщеляются слишком сильно.