Световая кисть

Лучше всего, чтобы был еле заметный полумрак, который не влияет на освещенность. Итак, фотоаппарат закреплен на штативе, относительное отверстие задано равным 1/8 или 1/11, включен режим AV, после чего начинается съемка. Я подхожу к модели после того, как нажал спусковую кнопку, и включаю фонарик. Начинаю работать фонариком, помня о том, что объем тела создает прежде всего боковое освещение. Основную часть съемки я освещаю тело модели со стороны спины, сзади и частично сбоку и лишь в последний момент я подхожу к аппарату при окончании экспозиции и немного подсвечиваю спереди - как бы заполняющий свет.
Все это создает неповторимость, такой снимок повторить практически невозможно. Каждый раз получается другой результат - различная выдержка в разных местах, то ближе, то дальше вы будете водить фонариком, и наконец свет от фонарика иногда попадает в кадр и получаются какие-то интересные линии, которые не стоит убирать, так как они придают некоторую таинственность этому снимку. Очень интересные кадры получаются, если включить в кадр какие-то предметы. Можно успеть за эти 30 секунд, которые отведены для съемки (обычно в цифровых фотоаппаратах нет выдержки больше, надо применять специальную экспозицию, но мне удобней выдержка 30 секунд), освещать свои руки и включать их в кадр или свое изображение. При этом надо иметь выдержку и хладнокровие, чтобы точно уложиться в отведенные 30 секунд и в то же время правильно осветить дополнительные предметы или части тела.
Можно попросить модель изменить позу во время экспозиции; в результате тоже можно получить интересные кадры, только надо учесть, что при изменении положения тела световую кисть надо отключать. Хорошие результаты с помощью световой кисти можно получить только опытным путем. Надо сделать несколько десятков снимков, прежде чем начнет получаться нечто, отдаленно напоминающее хорошую фотографию. Вот тогда уже можно работать в полную силу, поймав эту нить, и создавать интересные фотографии не только в композиционном плане, но и в сюжетном. Можно применить и более длительную выдержку, но, по-моему, 30 секунд - это оптимальный максимум.
- Во время съемки можно применять различные цветные фильтры, т.е. с одной стороны освещать одним цветом, с другой - иным цветом.
- В качестве световой кисти можно использовать вспышку. Она позволяет контролировать освещенность тела с различных расстояний (в качестве примера можно привести вспышки типа Metz 45 или Metz 60). При этом надо, чтобы не было близко расположенных белых стен, которые могут отразить свет и дать паразитное освещение, т.е. освещая модель дискретными вспышками, можно получить интересные эффектные результаты.
- Можно даже использовать смещение тела модели во время этих вспышек, как и при съемке фонариком, включение движущихся предметов.
- Более сложный вариант световой кисти - когда вы в полной темноте полностью открываете затвор на неопределенное время и освещаете модель фонариком либо вспышкой. За этот промежуток времени можно попросить модель поменять позу, отойти на несколько метров, принять какие-то интересные позы в разных местах студии и все это время можно освещать ее фонариком или вспышкой (в данном случае лучше вспышкой, чтобы не было размазанности). Могут получиться довольно интересные и абсолютно неповторимые композиции. Результат такой съемки повторить невозможно на 100%, это я вам гарантирую.
Я думаю, многих заинтересует работа со световой кистью, и появится много интересных фотографий. Мой вам совет при работе со световой кистью - если фотоаппарат закреплен на штативе, задавайте относительное отверстие равным 1/8 или 1/11 и не изменяйте его, так как в противном случае при работе с фонариком будет трудно поймать тот тип освещения, который позволит получить хорошую фотографию. Остановитесь на каком-то одном значении диафрагмы. Фотографируя при использовании световой кисти, применяйте те же законы, что и при обычной фотографии, - свет должен быть направлен с какой-то одной стороны; при этом он является и рисующим, и моделирующим одновременно, а остальные участки тела надо освещать по своему усмотрению, чтобы получить хорошую фотографию.
Почему я остановился на фонарике, а не купил фирменную световую кисть? Ну, во-первых, это гораздо дешевле, а во-вторых, фонарик — устройство автономное, его можно в любой момент включить или выключить. Кроме того, вы никогда не запутаетесь в проводах. Можно также применять самодельные насадки, но я обхожусь и без них. Уверяю вас, это очень интересный вид съемок, и результаты, которые получаются, неповторимы и довольно интересны, так как притягивают своей необычностью, таинственностью, внутренним движением и экспрессией.