Композиция, позы моделей и ракурс. Часть 2

Старайтесь не оставлять за пределами кадра руки, ноги и волосы модели. Если на крупноплановой фотографии необходимо обрезать ноги, то делать это надо выше колен. Лучше, если эти срезы будут чем-либо замаскированы (тканью, например). Также нехорошо, когда возле границы кадра находятся какие-то яркие, контрастные предметы (это также могут быть ноги или руки); они сильно отвлекают внимание от главных сюжетных частей.
Хорошо также смотрятся в композиции линии, которые выходят из углов кадра. Это могут быть руки, ноги, одежда, волосы. Таким способом можно заставить зрителя начинать обзор снимка именно так, как задумал автор. Мы привыкли рассматривать изображение слева направо, об этом нельзя забывать, особенно при создании диагональных композиций. Диагональ, выходящая из нижнего левого угла, является восходящей, т.е. взгляду будет удобнее наблюдать за движением подъема объекта по этой диагонали, но никак не спуска. Спускаться взгляду удобнее из верхнего левого угла; противоположное движение или вызывает дискомфорт в подсознании, или возникает вопрос о его целесообразности. Попробуйте посмотреть на компьютере несколько снимков с диагональной компоновкой, переворачивая их зеркально туда-сюда, прочувствуйте изменения в композиции и постарайтесь запомнить это чувство - оно вам очень пригодится.
Часто в основе конструкции композиции лежат геометрические фигуры, образованные элементами или группами элементов композиции. Эти фигуры, в зависимости от своего положения и величины, оказывают довольно сильное воздействие на наше подсознание и вызывают различные ощущения. Например, треугольник с вершиной внизу тревожит подсознание своей неустойчивостью, а эта же фигура, стоящая на основании, успокаивает своей незыблемостью и покоем. Овал, круг или другая замкнутая фигура надолго задерживает взгляд внутри себя и не дает ему вырваться. Очень украшают композицию плавно изогнутые кривые линии, так называемые линии красоты. Прямые линии становятся очень "активными" вблизи границ кадра и особенно, когда параллельны им. Все эти фигуры не сразу можно и обнаружить, и появление их не всегда зависит от вашего желания, особенно при репортажном методе съемки моделей, но от их влияния на восприятие изображения никуда не денешься. Потренируйтесь, взгляните по-новому на уже известные фотографии, вам многое станет понятнее. Еще лучше, если вы будете хоть иногда вспоминать об этих нюансах во время съемки, особенно перед тем, как нажать кнопку спуска.
Многие фотолюбители забывают об использовании такого важного элемента, как ракурс, и снимают с одного уровня. Не спешите нажимать кнопку, представьте, как будет выглядеть модель в каждом конкретном случае с верхней (может быть, со стремянки) или нижней точки (с уровня пола), и выберите оптимальный вариант. Это нижняя или верхняя точка съемки. Попробуйте поснимать свою модель таким образом. Вы убедитесь, насколько разнообразнее станет ваше портфолио. Часто для выделения главного в фотографии применяют уменьшение глубины резкости изображаемого пространства. Чем больше открывается диафрагма, тем меньше глубина резкости. С увеличением фокусного расстояния объектива эта закономерность проявляется в большей степени. Таким приемом, к примеру, можно выделить фигуру модели и тем сильнее размыть фон, чем дальше от модели он находится. Но выделить ту же фигуру модели можно и прямо противоположным способом - применить широкоугольный объектив. Он резко отодвинет и уменьшит все, что находится у нее за спиной. Эффект будет более заметен с уменьшением фокусного расстояния объектива.
Компоновать кадр надо еще при съемке и не надеяться на кадрирование при обработке, ведь это ухудшает качество снимка - пропорционально уменьшению полезной площади. Поэтому при съемке, если это не продиктовано замыслом фотографа, необходимо избегать пустоты. Либо уберите ее из кадра путем увеличения фокусного расстояния объектива, либо подойдите ближе, либо используйте какой-то другой ракурс. Всегда надо помнить, что границы кадра - такой же немаловажный элемент композиции, как и все остальные. Если композиция строится из вертикально расположенных объектов, очевидно, что и кадр будет вертикальным, а значит, фотоаппарат тоже надо держать вертикально.
Опытный фотограф не просто смотрит в видоискатель фотоаппарата. Каждый раз при нажатии кнопки спуска затвора за считанные доли секунды он анализирует, как бы выглядел кадр, если бы изменить диафрагму, фокусное расстояние, ракурс или другой параметр. И только убедившись, что это не улучшит кадр, нажимает кнопку. Одна из задач использования композиционных приемов - так закомпоновать кадр при помощи различного расположения частей тела модели либо дополнительных аксессуаров, чтобы взгляд зрителя, свободно перемещаясь из одной точки кадра в другую, не стремился бы выйти за рамки этого кадра.
Идеальных фотографий не существует, на любой можно найти те или иные недостатки, которые сразу бросаются в глаза, а некоторые влияют только на подсознательном уровне, и снимок может просто не нравиться. Понять, почему снимок не нравится, уже полдела, а вторая половина - научиться исправлять свои ошибки.