Композиция в фотографии


    Композиция в фотографииКомпозиция - что стоит за этим словом? Большинство фотолюбителей понимает его как геометрическое устройство кадра - тут же вспоминается так называемое «правило третей» или золотое сечение. В некоторой степени они, конечно, правы, но сказать, что правило третей - это вся композиция, это то же самое, что сказать «машина - это багажник, сиденья и крыша». Хорошая композиция не обязательно удовлетворяет правилу третей, а снимок, сделанный в соответствии с этим правилом, не всегда будет удачным.

    Так что же такое композиция? Это наука о логике расположения объектов в границах кадра, об их взаимодействии с этими границами и друг с другом. Композиция не исчерпывается только лишь геометрией - без четко определенного сюжета говорить о композиции, о том, удачна она или нет, бессмысленно. Композиция - лишь средство, набор приемов, которые позволяют передать ту или иную идею, настроение или состояние, создавать красивое и интересное изображение, раскрывающее вашу мысль, насколько бы конкретной или абстрактной она ни была.

    Объект - фон
    Как вы думаете, в чем недостаток большинства снимков в стиле «мы на фоне...»? Так уж часто получается, что эти самые «мы» - очень скучные и безразличные. Зато «фон» на самом деле не фон, а главный объект. И наконец, в том, что между «мы» и «фоном» нет практически никакого взаимодействия. Эта же проблема часто возникает, например, при пейзажной съемке - главным становится не восхитительный сад с цветущими яблонями, а грязный мусорный бачок, каким-то образом залезший чуть ли не в центр кадра.

    Бороться с этими неприятностями несложно, нужно лишь понять, что является сюжетом снимка, кто главный герой, и как он взаимодействует с фоном. Как это ни парадоксально, сюжетов у снимка типа «мы на фоне» может быть несколько:
    1. это может быть портрет, в котором фон - действительно фон, придающий снимку только оттенки звучания, в то время как главный герой - человек. Но ведь в таком случае человека в кадре должно быть много, а фона мало!
    2. это может быть снимок, например, замка, а человек в нем дается как герой «второго плана», оттеняющий величие башен и древность стен своим сравнительно маленьким ростом и яркими цветами одежды на фоне потемневшей от времени кладки.
    3. главным героем может стать и взаимодействие человека и фона - тогда мы снимаем не портрет и пейзаж, но пытаемся поймать в кадре эмоцию или настроение.

    В любом из этих случаев строить композицию легко, ведь мы точно сформулировали цель и сюжет снимка, определили главного героя, поняли, что является фоном и как они- фон и герой - взаимодействуют. Чем точнее вы сможете сформулировать сюжет снимка, чем четче будет ваша мысль, тем легче вам будет понять, что нужно включить в снимок, а что оставить за кадром, что подчеркнуть, а что скрыть. И, если вы поставили целью передать праздничное настроение весеннего сада, прежде нажать на кнопку, отвлекитесь от любования красотой и обегите беспристрастным взглядом кадр, посмотрите, а не притаился ли там не нужный по сюжету мусорный бачок.

    Ритм и структура
    Так уж устроен человеческий глаз, что в любом изображении он пытается найти структуру, даже если ее там заведомо нет. Вспомните, как вы в детстве смотрели в небо и видели в облаках разных смешных зверей, замки, корабли, далекие берега, окрашенные закатом. Глаз ищет скрытую структуру всюду и всегда, в том числе, конечно, и на фотографии. Причем на фотографии даже в большей степени, чем просто в окружающем мире, ведь здесь уже есть четко заданная базовая структура -границы кадра. И, если внутри этих границ изображение хаотично, то фотография практически никогда не будет красивой. Поэтому ритм - один из самых важных элементов композиции в фотографии.

    Но не стоит воспринимать ритм только как чередование темных и светлых пятен - это всего лишь один из вариантов. На самом деле, любой достаточно сильный контраст может стать основой, на которой вырастет красивый ритм: это может быть, например, контраст цвета или контраст фактур поверхности (гладкое - шероховатое). Талантливость фотографа проявляется в нахождении более тонких ритмов, основанных на контрастах не только графических, но и смысловых: легкое - тяжелое, мягкое - твердое. Как и музыкальный, фотографический ритм может быть простым и равномерным, как удары метронома, или сложным и пластичным - как соло хорошего ударника. Чем выше мастерство фотографа, тем более сложными ритмами он может свободно оперировать, да и простые ритмы в его работах становятся глубже и выразительней. Мир ритмов ограничен только вашей фантазией и натренированностью вашего взгляда. Внимательный взгляд на окружающий мир поможет вам самим найти свои ритмы и структуры.

     
    Фотостудия FLAT57
    
    Гримерка ...
    Контакты

    ВК: https://vk.com/flat57
    ВК: https://vk.com/flat57studio
    отзывы: http://wedmen.ru/olga-galitsyina/
    Голосования
    Какую фотосъемку вы бы хотели?
     

    Рейтинг@Mail.ru