Композиция в фотографии. Ракурс и пространство

Вот, к примеру, принято считать, что портрет необходимо снимать с минимальной глубиной резкости. Действительно, размытый задний план, который получается при открытой диафрагме, создает отличный фон для психологического портрета. Однако если фотограф хочет передать настроение человека не только мимикой лица, позой, но и, например, окружением (фактурная стена, красивая ткань, богатый красками осенний лес), то глубина резкости должна быть увеличена. Просто прикрыв диафрагму, мы получим принципиально иной по настроению, и, главное, по содержанию снимок. Если в первом случае мы снимали портрет человека «в себе», используя окружение главного героя просто как подходящий фон, то во втором случае мы смещаем акцент на взаимоотношения человека и окружающего его пространства.
При грамотном построении композиции выбор зоны резкости - области пространства, которая будет передана с максимальной детализацией и максимальным уровнем микроконтраста - одна из важнейших задач, которые решает фотограф. Именно по этой причине большинство профессионалов работают в режиме приоритета диафрагмы или ручном режиме - ведь именно в них степень контроля над резкостью максимальна.
Ракурс
Оригинальность, свежесть идей, новый взгляд на старую проблему - все это черты творческого человека. В фотокомпозиции за «новый взгляд на вещи» в основном отвечает техника так называемой ракурсной съемки. Казалось бы, что может быть более простым и привычным, чем съемка портрета? Камера примерно на уровне глаз портретируемого, фас, профиль... Но давайте подумаем, а что будет, если выйти на лестничную клетку, подняться на пролет выше, чем стоит ваша модель и сделать снимок сверху? Попробуйте и вы увидите, что человек может выглядеть в кадре совсем не так, как мы его привыкли видеть «невооруженным глазом». То же самое и с пейзажем - достаточно опустить камеру, и на переднем плане появятся травинки, цветы, мох или брусчатка мостовой и ботинки случайного прохожего.
Смена точки съемки позволяет вам увидеть мир с новой стороны и показать его так, как никто в обыденной жизни его не видит. Новое всегда интересно и привлекает внимание зрителя. А привычная съемка с высоты роста не всегда интересна. Постарайтесь представить свою камеру не просто кораблем, который может двигаться только по поверхности воды, изредка поворачиваясь вправо-влево, а кораблем космическим, который может еще и подниматься вверх-вниз, наклоняться вперед-назад и даже поворачиваться вокруг оси объектива по и против часовой стрелки. Главное не бояться экспериментировать и не осторожничать, ведь прием, который работает «чуть-чуть» чаще выглядит не сознательно использованным приемом, а ошибкой.
Пространство
Фотография это изображение определенного участка пространства на плоскости. Утверждение, в общем-то, банальное, но тем более странно, что многие любители не учитывают этой особенности при съемке. В результате -«плоские» картинки, в которых нет воздуха, в которых задний план прилипает к переднему, а казавшиеся такими далекими и величественными горы оказываются такими нелепыми холмиками. В чем же дело? Проблема в том, что в жизни мы все видим двумя глазами и расстояние до объектов подсознательно оцениваем с помощью триангуляции. Когда же смотрим на фотоснимок, этого процесса не происходит, ведь лист бумаги плоский. Поэтому когда мы хотим получить ощущение пространства, необходимо использовать вполне определенные специальные приемы построения изображения.
Первый прием - это перспектива. Если в кадре отчетливо видна геометрическая перспектива (сходящиеся к горизонту рельсы или дорога, ряд уменьшающихся вдаль фонарных столбов или деревьев), то для глаза зрителя это будет хорошей подсказкой и поводом «искать глубину». Так же работает и «воздушная перспектива»: если задний план светлее переднего, если его оттенки более холодные (голубые, синеватые), если контрасты на нем ниже - в фотографии обязательно появится глубина. Если же задний план темный, оттенки цвета на нем теплые (красноватые, оранжевые), а контрасты - высокие, добиться большой глубины изображения вряд ли получится.
Второй прием, с помощью которого можно передать пространство в изображении - это масштаб. Если на пейзажном снимке изображены, например, горы, или гладь океана, а сравнивать их не с чем, глаз зрителя всегда «уменьшит» их, приведет к удобным, «комфортным» для внутреннего спокойствия зрителя размерам. Но стоит дать точку отсчета - поместить в кадр маленькую человеческую фигурку, крохотный треугольник паруса - и пространство сразу «зазвучит» и наполнится внутренней силой.