Композиция в пейзажной съемке
Перед началом съемки необходимо вспомнить основные правила построения композиции. Постарайтесь не располагать линию горизонта точно посредине кадра. Желательно построить композицию таким образом, чтобы она находилась ближе к верхней или нижней трети кадра. Избегайте центральной компоновки объектов, на которых вы делаете акцент. Еще с античных времен были хорошо известны правила, по которым объект, располагающийся вблизи точки «золотого сечения», имеет наиболее гармоничное восприятие. Мысленно разделив кадр на три равные части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, скомпонуйте ваш кадр так, чтобы акцентируемый объект оказался в районе одной из точек их пересечений. Если же таких объектов несколько, никогда не располагайте их на одной линии.
Снимая пейзаж, разделите кадр на три хорошо выраженных плана -передний, средний и задний. При таком построении композиции ваш снимок приобретет необходимый объем. В пейзажной съемке всегда акцентируйте внимание на самых важных объектах, это могут быть горы, деревья или дома на заднем плане. Но не забывайте и про передний план: будет хорошо, если вам удастся запечатлеть на нем какие-либо детали, к примеру, речку или ручеек, упавшее дерево, пень, корягу или цветы.
Самые эффектные снимки получаются с отражениями, когда объекты заднего плана и небо отражаются в речке или озере на переднем. Таким образом получается эффект зеркала, придающий снимкам волшебное очарование. Старайтесь снимать так, чтобы линия горизонта располагалась либо на 2/3, либо на 1/3 высоты кадра. Также старайтесь не «заваливать» горизонт исправить такой кадр можно будет только в графическом редакторе.
Свет
Следите за освещением. Самое благоприятное время для съемки - до 10 часов утра и после 17 часов вечера (осенью и зимой эти границы, естественно, сужаются). В это время освещение наиболее мягкое и ровное. Используйте поляризационный фильтр для экспонирования чистого, безоблачного неба. С его помощью вы можете добиться глубокого и мягкого градиента: от легких дымчатых, до глубоких, бархатных оттенков.
Используя градиентный фильтр, добейтесь уменьшения яркости пасмурного, бесцветного неба и проявления текстуры облаков. Это придаст вашему снимку дополнительный объем. При включении фрагментов голубого неба в разрыве облаков действие градиентного фильтра на них будет эквивалентно действию поляризационного фильтра. Старайтесь не перегружать ваш кадр излишними деталями. Порой придать кадру объем может самая простая композиция.
Смело экспериментируйте с экпозамером, особенно в сложных условиях освещения. В съемке пейзажей очень важна максимальная глубина резкости, поэтому при съемке с рук предпочтительнее выставлять диафрагму F8-11, а при наличии штатива можно уменьшить ее и до F22.